Картины Франца Рубо в коллекции Национального музея РД им. А. А. Тахо-Годи.
В Национальном музее РД им.А.Тахо-Годи прошла лекция, посвященная знаковым работам знаменитого художника.
Тема лекции связана с событиями в истории Дагестана в XVIII-XIX в., когда происходили тесные взаимоотношения с Российской империей до Гюлистанского мира, а именно с Каспийского похода Петра I в 1722 году.
В начале XIX века с присоединением Дагестана к Российской империи по Гюлистанскому мирному договору в 1813 год, заключенным между Россией и Ираном, происходит активизация политики Российской империи на Кавказе. Чуть позже начинается Кавказская война (1817-1864), продолжавшаяся более 50 лет. Достаточно много исторических сочинений и художественных произведений отражают эти события, очевидцами которые были известные военные и культурные деятели, специально приезжавшие на Кавказ, Теодор Горшельт, Петр Грузинский, Иван Владимиров. Среди них был талантливый художник, баталист Франц Алексеевич Рубо. В своем творчестве он отдавал предпочтение сюжетам, отражавшим знаменитые эпические сражения в истории России. Отдельное место в живописи художника занимал Кавказ, однако, изначально он никакого отношения к нему не имел, т.к. был родом из Франции. Он является автором живописных полотен находящийся в разных музейных собраниях. Фрагменты его панорамы «Взятие Ахульго 22 августа 1839 года» хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой (Махачкала), «Вступление императора Петра Великого в Тарки 12 августа 1722 года, «Штурм крепости Салты 14 сентября 1847 года», «Взятие аула Дарго 6 июля 1845 года» хранятсяв Национальном музее Республики Дагестан им. А. А. Тахо-Годи. Ключевую роль в приобретении этих экспонатов для Дагестанского музея, сыграл государственный деятель, Дагестанский нарком просвещения с 1922-1929 гг, Алибек Алибекович Тахо-Годи. В 1925 году большинство экспонатов художественного характера были уступлены Дагестану Главным комитетом по делам Музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР из Государственных Музейных фондов Москвы и Ленинграда.
Вторым источником пополнения Художественного отдела Дагестанского музея стали поступления из Кавказского Военно-исторического Музея в Тифлисе («Храма Славы»), данные Советом Народных комиссаров Республики Грузии.
Сюжетами своих творений художник-баталист выбирал самые напряженные и кульминационные моменты сражений. Об этом красноречиво говорят названия его полотен: «Взятие Гимры», «Штурм Салты», «Штурм аула Ахульго»…
Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 году в Одессе в семье французского коммерсанта-книготорговца Оноре Фортюне Алексиса Рубо из Марселя, обосновавшегося с женой Мадлен Рубо в России, сохранял до 1914 года французское подданство. Его родным языком был французский. Переписки позволяют судить о хорошем русском языке Рубо, однако в одном из писем, к вице- президенту Академии художеств И.И.Толстому художник извиняется за то, что вынужден излагать свою мысль по-французски, поскольку его русского языка не хватает для описания деликатности вопроса. За долгие годы жизни в Мюнхене художник хорошо овладел немецким языком, однако говорил с акцентом. В мюнхенском доме Рубо иногда говорили и по-итальянски (вторая жена художника была австрийкой). Наконец, можно предположить и знание польского языка: Рубо в юности провел некоторое время в Польше, а в Мюнхене, поступив в частную школу Юзефа (Йозефа) фон Брандта, примкнул к тамошнему кружку польских художников. Оказавшись с началом Первой мировой войны интернированным из Российской империи как гражданин враждебного государства, Рубо принял немецкое подданство. Искусство Рубо, его темы и индивидуальный стиль невозможно понять, не имея представления о мюнхенской школе. Но сам Рубо говорил о себе как о русском художнике: ... «Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником»
В детстве, увидев склонность к рисованию, родители отправили его в 1865 году в Одесскую рисовальную школу. 1877 году окончил школу, и решил стать художником, поняв, что у него есть к этому реальные способности. Решающее влияние на выбор пути молодым художником оказала, скорее всего, его поездка с родителями в 1870-х годах в Тифлис: там он узнал об оставившем яркий след в культурной жизни Тифлиса мюнхенском живописце Теодоре Горшельте (1829 - 1871). Жизненный путь Горшельта был впечатляющим: странствующий художник, бросивший учебу в Баварской Академии художеств, ради осуществления своей мечты о Кавказе и проведший там в составе русской армии пять лет (1858 – 1863), Горшельт участвовал в военных операциях, в том числе в таком историческом событии, как взятие аула Гуниб (25 августа 1859 года). Свои картины на кавказскую тему «Взятие аула Гуниб» представил (на Международной выставке в Париже 1867 года) и «Пленение Шамиля» (в Мюнхене в 1869 году). Однако Горшельт писал не только исторические сюжеты. Если Горшельт был живописцем Кавказа эпохи Александра II, то Рубо стал его преемником в эпоху Александра III. Рубо взял на вооружение и сам творческий метод Горшельта: писать картину на основе реальных впечатлений, многочисленных этюдов и быстрых натурных зарисовок: портретов горцев, групп животных, видов аулов. И, наконец, Рубо унаследовал этику Горшельта: даже в заказных работах никогда не принимать чью-то сторону. Как и его немецкий предшественник, Рубо будет отображать в равной степени храбрость солдат царской армии и героизм горцев, показывать столкновение сил, кульминационные моменты битв (рукопашный бой, штурм и пр.). Видимо, это стремление следовать по стопам Горшельта и обеспечило молодому человеку внимание императорского двора Александра III, что объясняет получение молодым художником почетного правительственного заказа в 1886 году на создание 19 картин для Тифлисского Военно-исторического музея «Храма Славы». Над кавказской серией Рубо работал более десяти лет, впоследствии он повторял отдельные темы из этого заказа, а также выполнил несколько картин на темы кавказских войн за его рамками. Отдельные картины цикла демонстрировались в Мюнхене и Берлине, что способствовало европейской известности художника, показавшего себя достойным преемником Горшельта. Во время своего, пребывания на Кавказ, а именно в Тифлисе 30 сентября 1888 г император Александра III, посетив музей, смог увидеть эти уникальные картины Ф.Рубо , большинство которых уже было помещено на Тифлисской художественной выставке кавказского общества изящных искусств: «Взятие Дарго», 6-го июня 1845 года, «Штурм аула Салты» 14-го сентября 1847 года , «Взятие Ахульго» 22-го августа 1839 года и ряд других.
Будучи созданными на протяжении лет, картины кавказского цикла показывают эволюцию индивидуального стиля Рубо.
Еще в январе 1888 года в Тифлисе в залах дворца Главноначальствующего была открыта выставка, устроенная Кавказским обществом изящных искусств, и на нее, благодаря трудам и энергии председателя общества, М.П. Гаккеля, и вообще, членам общества, собрано весьма много различных художественных произведений, принадлежащих по большей части Тифлисским частным владельцам, а также и местным учебным заведениям. На выставке была представлена картина Рубо, изображающая: «Взятие укрепленного аула Салты». Аварское селение в Нагорном Дагестане, также стало местом одного из крупнейших сражений Кавказкой войны. С 25 июля по 15 сентября 1847г, 10-тысячный отряд генерала М.С. Воронцова осаждал эту крепость, в результате чего она была взята штурмом и полностью разрушена. Эта картина хотя и несколько меньших размеров, чем остальные, но по достоинству исполнения заслуживает, чтобы на него было обращено особое внимание. Сюжет картины «Взятие укрепленного аула Салты» изображает то время, когда солдаты уже устремились в аул, где каждая сакля представляет из себя отдельную крепостцу, соединенную с другою в тесных закоулках каменною стеною. Написана эта картина была Рубо в 1886 году.
Ученик Репина и Рубо, основоположник советской батальной живописи, М.Б. Греков в своей краткой автобиографии говорит о причинах, побудивших его после ухода из Академии И. Е. Репина перейти к Рубо: «Меня волновали его большие холсты, мастерство, движение, просторы действия в его картинах. Особенно на меня произвела впечатление его панорама «Покорение Кавказа». Величественное, сильное искусство, какую-то мощную силу приобретают большие просторы, широкие горизонты. Я хотел у Рубо изучить приемы овладения большими холстами». Греков здесь имеет в виду не только панорамы Рубо, но и его большие батальные картины, отмечая в них «мастерство, движение, просторы действия...» Но мастер батальной композиции Рубо умел передавать динамику боя и в замкнутом пространстве, не показывая «просторы действия». Примером такого решения батальной темы может служить картина о Даргинском походе М. Воронцова в Чечню «Взятие Дарго», написанная в 1887 г.
Аул Дарго, расположенный в самой лесистой части Кавказа, в Ичкерии, был в 40-х годах резиденцией Шамиля, устроившего там склады припасов и арсенал. Летом 1845 года назначенный главнокомандующим кавказской армией М. С. Воронцов предпринял поход против Шамиля, завершившимся занятием Дарго, оставленного и сожженного Шамилем. Этот «даргинский поход» был очень труден и сопровождался большими потерями.
Солдаты царской армии приходилось пробиваться через дремучие леса, где их путь на каждом шагу преграждали завалы и засады. Труден был не только путь вперед, но и обратное передвижение. Картина изображает одну из многих схваток солдат царской армии с горцами в глуши дремучих лесов. Лиственный лес с небольшой поляной посередине занимает все пространство полотна. Нет не только «просторов действия», но даже просветов между деревьями, открывающих даль гор. Действие разворачивается в замкнутом пространстве лесной чащи. И тем не менее динамика боя, его ожесточенность переданы с большой убедительностью. Основное действие несколько отодвинуто вглубь, что усиливает впечатление тесноты, замкнутости изображенной сцены. На фоне широкого горного пейзажа и облачного неба четко вырисовываются могучие ветви деревьев густого леса, из которого выезжает командующий со свитой. Снова пейзаж подсказал художнику композицию картины, то, как строить батальную сцену, как связывать действие с пейзажем, как находить для каждого сюжета новое решение и при всяком решении добиваться единства и выразительности образа в целом.
Францом Рубо в 1888 году была создана панорама «Взятие штурмом аула Ахульго», которуюотличает условная композиция со множеством маленьких фигур, собранных и равномерно распределенных в центральной части композиции. В них больше характерных особенностей батальной живописи той эпохи, в том числе и стиля, практиковавшегося в батальной мастерской Императорской Академии художеств, нежели индивидуальности Рубо. Однако постепенно Рубо становится увереннее в себе и индивидуальнее.
Это первая панорама в России, созданная с художественной точки зрения, Ф. Рубо потратил на нее, немалые личные средства и колоссальный труд. Это, своего рода, подвиг художника. Работа над ней шла в специально оборудованной мастерской в Мюнхене. Рубо помогал целый коллектив немецких художников. Результат был впечатляющим, картина была размером 120м×12 м. Огромные размеры полотна, подобранный предметный план, своеобразное освещение помогало создать иллюзию участия в этом событии.
К панораме был создан эскиз, который был выкуплен дагестанским меценатом в 2022 году м экспонируется сейчас в Дагестанском музее изобразительных искусств.
Публика восхищенно приняла панораму. В 1890 году работа была выставлена в Мюнхене и имела большой успех. Позднее ее увидели парижане. В 1896 г. панорама была представлена в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Здание для экспонирования представлял павильон с высоким и наполовину стеклянным куполом. В панорамный зал вела лестница и по ней попадали на крышу сторожевой башни, откуда перед зрителями разворачивалась перспектива кавказского пейзажа. Там ее увидел Николай II, который был картиной настолько восхищен, что велел купить ее у художника за государственный кошт. Уникальное произведение выставлялось в Севастополе, Тифлисе, Санкт-Петербурге. В первые годы советской власти о картине забыли, она почти полностью погибла в подвале ленинградского музея артиллерии при наводнении в 1924 г.
Согласно акту приема панорамы Ф.А. Рубо «Штурм Ахульго», прибывшей из Ленинграда в Махачкалу от 20 февраля 1928 г., свидетельствует, о том что директор Д.М. Павлов, а также Яницкий и монтировщик Е.В. Бобров приняли экспонат на ответственное хранение и разместили в складском помещении Дагестанского краеведческого музея.
Долгое время считалось, что шедевр батальной живописи утрачен навсегда, но в 1990-х годах центральная часть панорамы была найдена. Благодаря усилиям Патимат Гамзатовой, супруги поэта Расула Гамзатова, она была восстановлена в Центре им. Грабаря. Три фрагмента сегодня находятся в постоянной экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств.
В 1893 г. Франц Рубо смело смещает центр композиции, делает главным выразительным элементом своих работ само ее огромное пространство. Работой такого стиля стала картина Ф.А. Рубо «Вступление Петра I в Тарки 12 августа 1722 года». Размер произведения 135 на 200 см, написана маслом на холсте. События Кавказской войны, описанные Рубо в своих картинах начинается не с 1817 г., а еще с Петровского времени. Чтобы выполнить заказ, художник специально изучил информацию по истории Дагестана и посетил места сражений. Сюжет картины :прибытие государя Российской империи Петра I в дагестанское село Тарки 12 августа 1722 г. На переднем плане представлены Петр I и его свита, а на втором художник изобразил Шамхала Тарковского Адиль-Герея, который встречает царя и его окружение. Произведение представляет собой вольную фантазию художника, не совпадая с данными исторических источников. Известно, что император высадился со своими силами не у Тарки, как на картине, а на Аграхане и встречался с шамхалом ещё за шесть дней до вступления в его столицу. Пётр I пробыл близ Тарки три дня, в течение которых он и его жена Екатерина побывали во дворце шамхала, а также принимали его у себя в лагере. Покинули они своё пристанище 16 августа, оставив перед уходом памятный курган из камней. Сегодня картины Рубо являются изобразительным исключением Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи.
Нужно отметить, что сложность для Рубо в выполнении работ заключалась в том, что эти картины были государственным заказом, и творческие возможности художника ограничивались определенными требованиями. Каждую картину художник первым делом представлял на рассмотрение комиссии и на утверждение Главного начальника кавказского края, и только потом на выставках.
Произведения Рубо являются ценным вкладом в русскую батальную живопись. А его лучшие картины с большой полнотой и реалистической силой отражают важнейшие страницы славной истории кавказской армии, начиная с эпохи Петра 1 до конца 70-х годов .
Материал подготовлен на основании открытых источников экскурсоводом Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи Аминат Кураховой.