«Кавказский всадник» 1879 г., скульптор Лаврентий Николаевич Обе́р.
В экспозиции Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи в зале Кавказской войны представлен интересный образец русской ориенталистики. Термин «ориентализм» используется с начала XIX века для обозначения жанра живописи, родившегося во Франции и ориентированного в основном на отображение ближневосточных и североафриканских сюжетов. Русская академическая школа XIX века рассматривала ориентализм как направление, граничащее с историзмом, искусством на античные или мифологические темы. Многим художникам удалось найти в этом жанре беспрецедентную широту возможностей для личного самовыражения.
Автором произведения «Кавказский всадник» является Лаврентий Николаевич Обе́р (фр. Laurent Auber; 1802, Москва — 1884, Москва) — управляющий Конторой Императорских московских театров, действительный статский советник.
Родился в Москве 10 (22) июля 1802 года. Его отец был француз-эмигрант, в царствование императрицы Екатерины II приехавший в Москву и долгое время служивший там гувернёром во многих русских аристократических семьях. Был женат на Розе Шальме, которая имела в Москве модный магазин Обер-Шальме; в 1812 году после оставления французами Москвы она вместе с детьми последовала за французской армией, с намерением вернуться во Францию. Но скончалась в пути, в Вильно. Детям же удалось добраться до Парижа, где при содействии родственников матери они получили хорошее образование. В 1820-х годах дети Обер-Шальме вернулись в Москву и вскоре даже приняли русское подданство.
Л. Н. Обер в 1831 году поступил в Дворянский институт младшим преподавателем французского языка, а через семь лет занял также место преподавателя того же языка в гимназии. В 1845 году он переменил службу, поступив в театральное ведомство, в котором управляющим театральным училищем с 1842 года служил его брат Фёдор Николаевич. Сначала Л. Н. Обер занял должность смотрителя Малого театра, затем учителя французского языка при Театральном училище; потом был назначен инспектором экстернов, наконец долгое время был инспектором училища, а в 1872 году был назначен управляющим Конторой императорских московских театров.
Был знаком со многими российскими писателями и собирался написать о них свои мемуары, но успел написать только небольшую по объёму и значению статью «Мое знакомство с Пушкиным», напечатанную в «Русском курьере» (1880. — № 158); была перепечатана в «Молве» (1880. — № 164). Кроме того, в рукописи остался набросок его воспоминаний о 1812 годе.
Пробыв 50 лет на государственной службе, вышел в отставку и скончался 16 (28) апреля 1884 года в Москве. Был похоронен на Введенском кладбище, могила утрачена.
Бронзовая скульптура «Кавказский всадник» работы Лаврентия Николаевича Обе́ра могла поступить в коллекцию КМД либо из Музейного комплекса усадьбы Марьино Курской губернии фамильного дворца князей Барятинских, либо из бывшего «Храма Славы» в Тбилиси по письму заместителя Совнаркома ДССР И. Алиева в Центральный комитет Грузинской республики (от 12 октября 1924г., №7125, г. Петровск) с просьбой передать экспонаты, связанные с историей Дагестана и с Кавказской войной.
Произведение изображает кавказского всадника, осадившего на скаку лошадь. Всадник одет в длинную черкеску, папаху. Левой рукой он натягивает повод, правой вынимает из ножен на левом боку саблю. Лошадь убрана в украшенные узорами и бахромой попону и шейную накидку. В задней части подставки справа расположена надпись "Л.Оберъ". Еще два клейма свидетельствуют о том, что отливка велась в мастерской Антонова Д. И. в 1879 году.
Наследником творческого пути в Москве стал Артемий (Артюр, Артур) Лаврентьевич Обер 1843 года рождения. Круг образов и стилистические решения различных скульптурных форм следуют традициям ориенталистики, заданной отцом.
За долгую историю своего бытования в качестве кабинетной скульптуры, переездов из коллекции в коллекцию, из музея в музей, движений из хранения в хранение, у скульптуры были утрачены некоторые детали сбруи лошади и хвост. Увы, он отломился в самом тонком месте, у самого крупа… Исследование биографии и творчества Л. Обера, сравнение с образцами из различных музеев страны, позволили изучить пластическую манеру скульптора и восстановить утраченные элементы. Недостающие детали сбруи лошади и хвост были изготовлены из двухкомпонентного состава в пластической манере мастера.
После просушки они были смонтированы с корпусом фигуры и тонированы в цвет патинированной бронзы. После реставрации кабинетную скульптуру Л. Н. Обера «Кавказский всадник» стало возможным представить посетителям в экспозиции Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи.
Материал подготовила художник - реставратор, научный сотрудник Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи Анна Самарская.