«Магомед Юнусилау(1907-1975). Певец родного края»
Затянувшаяся безызвестность.
В собраниях двух государственных музеев Дагестана – Национального музея РД им. Алибека Тахо Годи и Дагестанского музея изобразительных искусств им. Патимат Гамзатовой хранится около 400 произведений живописи и графики художника Магомед Юнусилау (1907-1975). Если быть более точными – это 319 произведений графики и 25 произведений живописи в Национальном музее и 40 произведений графики и 4 произведения живописи – в музее ИЗО. Большую часть нашей коллекции составляют материалы знаменитой литературно-художественной экспедиции «Культсанштурм» по горному Дагестану зимой 1932 года, в составе художников М. Юнусилау, М.Джемал, Ю. Моллаев и поэта А. Аджаматова, писателя Р. Фатуева. К сожалению, это практически не изученная, и даже не опубликованная область его творчества.
В процессе подготовки выставки мы детально изучили весь материал, выявили тематику, формы и жанры . Не смотря на некоторую не линейность и «пропуски» собрание работ Юнусилау в национальном музее дает нам в целом развернутое представление о его творчестве, о времени, о зарождающемся в 1920-30 гг. профессиональном изобразительном искусстве Дагестана, у истоков которого стоял и Магомед Юнусилау.
Работа в экспедиции 1932 года носила натурный, подчас экстремальный характер – художники в условиях сложного маршрута и коротких остановок посетили более чем 15 аулов горного Дагестана, где должны были не только сиюминутно фиксировать новые изменения в горах – работу ликбезов и борьбу с неграмотностью, жизнь сельчан, работу в колхозах, но и одновременно нести в массы азы художественного образования, новых знаний и навыков. Изучая материалы экспедиции, понимаешь в чем источник стремительного профессионального возмужания и молодых художников, их ранней зрелости. Именно экспедиция 1932 года стала стартом их выдвижения в обществе как профессионалов.
В результате экспедиционной поездки Магомедом Юнусилау было создано очень много живого натурного материала(более 300) среди которого большую часть занимают портреты – мужские, женские, посетители ликпунктов, ликвидаторы неграмотности, красные партизаны, сельские руководители, жанровые и пейзажные этюды . В основном это карандашные наброски, эскизы, зарисовки. Все это представляет помимо художественного и ценный историко-культурный материал. Это неоценимый визуальный источник по истории становления новой республики и новых для горцев видов деятельности: образования, колхозы, культурное строительство, появление профессионального искусства.
Экспозиция посвящённая экспедиционной работе состоит из нескольких разделов :
Этюды (виды)
Этюды (из жизни аула),
Горная архитектура
Посетители ликпункта
Ликвидаторы –активисты
В классе
В яслях
Портреты руководителей села
Из жизни экспедиции 1932 г.
Портреты Красных партизан
Женские портреты
Также мы представляем работы, объединённые темами:
Портреты поэтов и народных певцов-сказителей
Портрет дагестанцев, участников Великой Отечественной войны
Махмуд из Кохаб - Россо
4 . Исторические герои «Махач Дахадаев», «Хаджи Мурат»
6. Историческая жанровая, батальная живопись и графика
7. Сатира
8. Карикатура и шаржи
9. Книжная иллюстрация
Известный исламский запрет на изображение живых существ сломал не одну сотню дагестанцев, которых привлекало рисование, ваяние. Кто-то сдавался, кто-то восставал, а кому-то просто повезло - их молодость и страсть к рисованию совпали по времени и месту.
Многих отсеяло время, некоторые оказались настойчивыми и последовательными. Новая советская власть нуждалась в визуальной пропаганде, к которой привлекали как художников из центра, так и свои местные начинающие кадры. Они росли, показывали результат и советская власть направила их на учебу в Москву ,Ленинград, Тбилиси. По возвращению они много и упорно трудились, создавали работы, оформляли праздники, обучали, ездили в экспедиции. Именно экспедиции, начиная с 1921 года закалили их творческий дух, укрепили руку, обострили глаз. Самая громкая и продуктивная экспедиция 1932 года позволила в дальнейшем не только обогатить дагестанский музей этнографическим и художественным материалом, но и дала старт новому этапу искусства в республике.
Муэтди Джемал, Хасбулат Аскар-Сарыджа,Дмитрий Капианицын, Юсуф Моллаев – эта могучая кучка, чья жизнь и творчество не разделимы для Дагестана. Сформировав свой авторский стиль, все они стойко стояли на принципах реализма, а отображения действительности стало главным лейтмотивом того времени.
В искусствоведческой литературе по истории изобразительного искусства Дагестана имя Магомеда Юнусилау вписано как основоположника, одного из пионеров светского профессионального искусства. Но в немногих общих публикациях его творчеству и судьбе отведено непростительно мало строк.
Последняя персональная выставка художника прошла в 1977 и была одной из двух в жизни художника (первая - 1967). Творчество Юнусилау представлялось долгое время лишь несколькими произведениями живописи и графики в музейных экспозиция, вовлекалось одной-двумя работами в тематические выставки. Но в целом как художник зрителю он не был раскрыт ни музеями, ни союзом художников, ни искусствоведами. И вся библиография о нем также остановилась на 1970-х годах.
Огромный пласт творчества Магомеда Юнусилау - это его педагогическая деятельность.
Много времени, начиная с 1937 года, М. Юнусилау отдавал педагогической работе, занятиям с самодеятельными художниками, возил их в горы на пленэр, руководил изостудией. Он подготавливал учеников для поступления в художественные учреждения и сам возил их для поступления в Академию художеств в Тбилиси. С его рекомендательными письмами-характеристиками студийцы также поступали в Москву, Ленинград и Ростов. При большой занятости, будучи человеком преклонных лет, он находил время для каждого, кто обращался к нему за советом. Трудно найти в Дагестане художника, который не ходил бы в детстве в студию М. Юнусилау. Его ученики – Салават Салаватов, К.-Магома Юнусилау, Абид Азизов, братья Сунгуровы, Башир Увайсов, Хаджи-Мурат Алиханов и многие другие.
Задача нынешней выставки «реабилитировать» имя художника - изучить коллекцию, сделать ее полную и подробную опись, атрибутировать портреты и не подписанные работы, систематизировать по темам и на этой основе произвести анализ творчества, расширить биографию и библиографию, сформировать научный архив. И главное – широко показать творчество, показать время становления новой культуры.
Ретроспективная выставка и издание альбома станут для нас не просто очередным экспозиционным событием, а большим исследовательским проектом, который позволит нам и последующим исследователям разбирать новые вопросы и перекрестные темы в творчестве Магомеда Юнусилау. Какое время выпало на становление их искусства, как сформировался круг первых пяти художников, как они взаимодействовали друг с другом, какие выбирали темы и как понимали роль искусства. Именно Юнусилау с коллегами посадили семя и вдохнули жизнь в новое для горской республики явление, где еще десять лет назад существовал запрет на изображение живых существ. Изучая материалы и источники по Юнусилау, пополняются сведения о творчестве его коллег Юсуфа Моллаева, Дмитрия Капаницына, Аскара - Сарыджи , Мухидина Джемала .
Работа по изучению жизни и творчества художника сегодня находится в активной фазе и она ставит не только новые вопросы, она открывает новые, не изученные темы и явления в профессиональном искусстве Дагестана, в истории республики первой половины ХХ в.
Нам еще предстоит изучить темы, которые помимо непосредственно рисования являются важными в понимании жизни и творчества Юнусилау :
Становление художника - самобытный дар , роль Исабека Абдуллаева, рабфак.
Роль и достижения Юнусилау в музейном деле
Юнусилау- фотограф
Сатира как красная нить мировоззрения и ее творческое воплощение
Газетная иллюстрация
Дагестанская литература и книжная иллюстрация
Поэзия Ирчи Казака и Махмуда в творчестве Юнусилау
Педагогическая деятельность Юнусилау
В экспозиции представлены работы сына Магомеда Юнусилау, известного художника и педагога – Каира Юнусилау, а также две наиболее известные живописные работы Магомеда Каир-Магомы – «Махмуд в сакле» и «Ирчи Казак по дороге в Сибирь» из фондов ДМИИ им.П.С. Гамзатовой.
В 2027 году исполнится 120 лет со дня Рождения Магомеда Юнусилау, и мы очень надеемся подойти к юбилею с новыми и интересными достижениями.
Джамиля Дагирова
Автор и куратор проекта
Зам.генерального директора НМ РД им. А. Тахо Годи