Дагестанский аул Кубачи (ранее Зирехгеран) - один из самых крупных художественных центров Дагестана. Искусство кубачинских мастеров еще в средневековье получило широкую известность и за пределами региона.
Здесь были развиты разнообразные ремесла: резьба по камню, дереву, бронзовое литье, медночеканное производство, ковка, ювелирное и оружейное искусство, художественное ткачество и вышивка.
В XI –XIII вв. подлинного совершенства пластичной формы достигло изготовление бронзовых котлов.
Эти изделия наиболее раннего периода имели почти шарообразную форму на треножной подставке. Верхнюю часть котла венчал выступ бордюра, украшенный рельефными изображениями. Котлы отливались из 2-х частей. Швы, образовавшиеся на местах склепки, покрывались орнаментальными полосками. Верхняя часть полусферы между выступом бордюра и полоской, закрывающей место соединения, украшалась овальными розетками и сюжетными изображениями.
К концу XIX до сер. XX в. кубачинцы отливали бронзовые котлы полусферической формы на треножной подставке с медными крышками, украшенными рельефным геометрическим орнаментом.
Богатая коллекция бронзовых котлов хранится в Эрмитаже, музее истории Грузии, Музее изобразительного искусства им. П.С. Гамзатовой, в Лувре и других музеях мира.
Кроме того, кубачинцы отливали светильники (чиракъ), которыми пользовались вплоть до середины ХХ века. Светильники выполняли функцию фонаря. В его вытянутое горлышко вставляли смоченный маслом фитиль из войлока или тряпки. К средней части светильника прикреплялась цепочка со стержнем для регулировки пламени. Светильники более раннего периода отливались с изображением птички, иногда к клюву прикреплялась цепочка со стержнем. Борта светильника украшались крупными рельефными элементами, а к концу XIX в. мастера стали изготовлять литые светильники с гравированным растительным орнаментом. Четкость пластичных форм, выразительных орнаментальных решений бронзовых котлов и светильников, свидетельствует о совершенстве бронзового литья в ауле Кубачи.
Наряду с изделиями бронзового литья в Кубачи широкое распространение получило медночеканное дело. Оно известно еще с XIII века по всему нагорному Дагестану.
Распространение этого вида ремесла объясняется практичностью использования медночеканной посуды в хозяйстве, нарядным внешним видом, легкостью изготовления. Изделия хорошо лудятся, легко плавятся, при необходимости они могут быть заново выкованы. До присоединения Дагестана к России, медночеканную посуду выковывали из кусков меди, а после установления регулярных торговых отношений с Россией, бытовую утварь начали чеканить из листовой меди и латуни.
Ассортимент медных и латунных изделий составляли большие водоносные кувшины «мучал», кувшин водолей «куне», маленькие кувшины для питья «кутка», ведерко «нукнус», кухонная посуда разного рода: миски, чашки, половники, котлы, а также большие настенные блюда, которые использовались как украшение.
«Мучал» - самый большой из водоносных кувшинов, несет черты архаичного искусства, связанного с антропоморфным восприятием предмета. В необычной форме кувшина угадывается фигура человека. Тулово «мучал» в большинстве случаев покрывалось чеканными полосками в виде гофрировки.
Вторым крупным центром по обработке металла в Дагестане после Кубачи, является лакское селения Кумух со всеми прилегающими к нему населенными пунктами: Хури, Хурукра, Табахлу, Цовкра, Дучи, Читур, Чуртак, Нутар, Чара, Унчукатль, Хосрек и др.
Наиболее распространенным видом художественной обработки металла, также , как и в других регионах Дагестана, у лакцев было производство медной посуды, которое имело широкое применение в быту горцев. Из меди изготовляли дешевую разнообразную бытовую утварь: котлы - «кункур», тазы - «тIяс», «саръасы», тарелки и блюда, большие водоносные кувшины «варакъи», малые «урша» и «гунгуми».
Посуда, изготовляемая в этих селениях имела ряд общих черт с медночеканной посудой соседних народов.
Автор - научный сотрудник фонда «Металл» Мина Мамаева.