На реставрацию поступила открытка… Скрученная от намокания, с заломами и надрывами, с чернильными разводами. На лицевой стороне изображено трехэтажное здание с колоннадой на входе, расположенное вдоль улицы с высокими деревьями. Текст красной типографской краской сообщает нам, что это «КАЛУГА-KALOUGA. №28. Дворянское собранiе.» «Edition T.G.Sofronoff».
Особняк располагается в историческом центре Калуги на улице Золотая Аллея (ныне— К. Маркса) между городским парком культуры и отдыха, склонами Оки и Березуйского оврага. Здание построено из красного кирпича в стиле классицизма, имеет переменную этажность: центральная часть трёхэтажная, боковые — двухэтажные. Над окнами центральной части — фронтоны, на протяжении всего здания между окнами второго и третьего этажа использованы пилястры белого цвета с орнаментом капителей, украшенных волютами и листьями оканта. Фасад дома имеет парадный вход с колоннами и балконом над ним. Ко входу можно подняться по небольшим ступенькам по центру либо по боковым пандусам.
В связи с развитием в начале XIX века в Калуге общественной жизни возникла потребность в строительстве здания для Дворянского собрания. Первоначальные проекты, разработанные главным архитектором Калужской губернии Николаем Фёдоровичем Соколовым, были отвергнуты, либо не осуществлены.
Автор воплощённого в жизнь проекта доподлинно не известен. Основные работы по строительству дома были проведены в 1848—1850-х годах архитектором Петром Ивановичем Гусевым (бывшим крепостным), под наблюдением главного архитектора Калужской губернии Ивана Ивановича Таманского и при участии инженера Александра Дмитриевича Кавелина.
Для дагестанской истории это здание памятно тем, что 26 августа 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль, вместе с сыновьями Гази-Мухаммадом и Мухаммадом-Шапи, принёс присягу на верноподданство России. При этом текст присяги был несколько изменён специально для него. 30 августа 1869 года, когда имам уже совершал паломничество, Высочайшим указом Шамиль в России был возведён в потомственное дворянство.
Оборот открытки не менее интересен. Типографской красной краской отпечатано: «ВСЕМIРНЫЙ ПОЧТОВЫЙ СОЮЗЪ РОССIЯ» «МЪСТО ДЛЯ МАРКИ.» «Открытое письмо. – Carte Postale» «Фототипя Шереръ, Набгольцъ и КО., Москва.», российский императорский герб, «Phototypie Sherer, Nabholz & Co., Moscou.».
Что такое фототипия? Что такое Всемирный почтовый союз? Кто такие Шерер и Набгольц?
Фототипии предшествовала литография. Литография - разновидность печатной графики, основанная, на технике плоской печати, при которой типографская краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический процесс, подразумевающий получение оттиска с поверхности специального литографского камня, который благодаря соответствующей обработке приобретает свойство на отдельных участках принимать специальную краску, а на других — отталкивать. Литографский камень подготавливают шлифованием водой с песком, добиваясь либо совершенно гладкой поверхности, либо фактурной. После подготовки (шлифования) литографского камня художник рисует на поверхности камня задуманную композицию (в отдельных случаях подготовительный рисунок переносят с кальки под давлением на печатном литографском станке). «Корешок» (фактура) камня должна соответствовать выбранной технике. Художник использует специальный (жирный) литографский карандаш, литографскую тушь, кисть, иные инструменты и приспособления. После нанесения рисунка мастер-печатник протравливает поверхность камня на небольшую глубину слабым раствором серной и соляной кислот. Затем камень обрабатывается декстрином и рисунок смывается. После этого валиком на камень наносится типографская краска. Участки камня, обработанные карандашом и тушью, слегка «зажириваются» и поэтому принимают краску. Там, где рисунка не было, краска не принимается и камень остаётся чистым. После этого проводится печать на специальном станке-прессе.
Все литографские оттиски получаются совершенно одинаковыми, но возможна корректура (для этого камень специально подготавливается к работе) и повторная печать. Один и тот же камень, имеющий значительную толщину, многократно перешлифовывают и используют для новых рисунков. При шлифовании камней, положенных один на другой, образуется характерная фактура, которую можно варьировать в зависимости от консистенции шлифовальной смеси (количества шлифовального песка в воде). Работа по такой фактуре («корешку») является отличительной особенностью литографской техники.
Фототипия, другое название светотипия — это уже фотомеханический процесс, предназначенный для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати. Из всех способов полиграфического воспроизведения фотоснимков фототипия считается наиболее высококачественным. Термин «фототипия» используется применительно как к самому процессу, так и к отпечаткам, полученным с его помощью. Так же назывались мелкие типографии, специализирующиеся на тиражировании изображений по такой технологии. Метод фототипии позволяет изготавливать типографское клише на стеклянных или металлических пластинах со светочувствительным слоем из хромированной желатины. Под действием света и последующей лабораторной обработки желатина теряет способность к набуханию в воде, и впитывает типографскую краску в экспонированных местах. Неэкспонированные участки напротив, принимают влагу и отталкивают жирный краситель. Восприимчивость к впитыванию краски меняется не скачкообразно, а пропорционально полученной экспозиции, обеспечивая качественное воспроизведение полутонов.
Протравленная пластина устанавливается в плоскопечатный станок, как правило снабжённый двумя валиками для краски — массовым и кожаным. Для высокого качества печати форма должна быть постоянно увлажнённой, поэтому увлажняли клише после каждых 500 оттисков. Печать ведётся на специальную фототипную бумагу, аналогичную предназначенной для качественной офсетной печати.
Первые – литографические - изображения на открытках были черно-белыми, иногда их вручную раскрашивали. В начале ХХ века был изобретен офсетный способ печати, что намного ускорило и удешевило изготовление почтовых карточек. С этого времени открытое письмо стало обычным и очень распространенным. Первоначально каждый издатель выбирал сам размер открытки, что доставляло много неудобств почтовым ведомствам. В 1874 году был организован Всемирный почтовый конгресс в Берне, на который прибыли представители 22 государств. На этом конгрессе был учрежден Всемирный почтовый союз, и определен стандартный размер открытки 90 на 140 мм. Современный размер открытки – 105 на 150 мм был определен в 1925 году.
В 1871 году Россия вступила в международный почтовый союз, что узаконило «открытое письмо» и в нашей стране. Монопольное право выпуска почтовых карточек было предоставлено государственному почтовому департаменту, который наладил выпуск простых без изображений карточек. Красочные открытки поступали в российскую продажу из-за рубежа. Некоторые иностранные фирмы даже начали специализироваться на производстве карточек на русском языке. Например, шведская фирма «Гранберг» выпускала открытки с видами русских городов и репродукциями картин русских художников. Русские предприниматели неоднократно обращались в правительство с просьбой разрешить им выпускать иллюстрированные почтовые карточки. Только в 1894 году в России было разрешено частным издателям печатать открытки, при этом предписывалось адресную сторону карточки делать такой же, как в почтовом ведомстве. Все изображения на частных открытках должны были получить одобрение в цензурном ведомстве государственной почты. В то же время сама государственная почта входила в состав министерства внутренних дел. Первые частные открытки изображали виды Москвы - Сухареву башни, памятник Пушкину.
Фототипия Шерер, Набгольц и К°
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко — знаменитая полиграфическая фирма, получила свое название в 1863 году по именам купцов 1-й гильдии баденского подданного Шерер Мартина Николаевича и швейцарского подданного Набгольца Георгия Ивановича.
Нужно заметить, что до 1863 года, когда Мартин Шерер и Георгий Набгольц приобрели эту фирму, — она уже имела свою историю. Первоначально фирма основана жителем Гамбурга Эдуардом Вильгельмом Мюкке. В 1851 году её перекупил саксонский подданный Карл Август Бергнер, с 1839 года поставлявший в Москву фотопринадлежности.
В 1853 году Бергнер занялся фотографией и скоро приобрел большую известность как в Москве, так и за ее пределами. Замечательный портретист, Бергнер выработал свою неповторимую манеру: посадка снимаемого, ручная прорисовка фона, выборочное покрытие фотографий лаком, придававшее особенный объем. В ателье Бергнера было создано большое количество портретов известных людей: П.А.Вяземского, И.Тургенева, М.И.Муравьева-Апостола, С.П.Трубецкого, Аксаковых и др.
Шерер Мартин Николаевич и Набгольц Георгий Иванович приобрели уже широко известную московскую фотографическую фирму Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы его имени. Новая фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера», причем Шерер занимался непосредственно фотосъемкой, а Набгольц — хозяйственными и финансовыми делами.
Фирма выполняла заказы по изготовлению фотопортретов, визитных карточек, выпускала каталоги различных выставок. Благодаря ее деятельности для потомков сохранились фотографические изображения вернувшихся из ссылки декабристов, писателей, поэтов, художников, музыкантов, общественных деятелей России того времени. На проводившейся в Москве в 1865 году Мануфактурной выставке фирма получила высшую награду по фотографии — Большую серебряную медаль.
Фирма «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера» проводила фотографическую съемку строительства железнодорожного моста через Оку вблизи Коломны, а также его испытаний 19 февраля 1865 года. Особую ценность представляют снимки интерьеров Кремлевского дворца, в частности виды Алексеевского и Александровского залов работы архитектора К.А.Тона, уничтоженные при перестройке в 1930-е гг. Мартином Шерером снята первая фотографическая панорама Москвы, изданная в 1867 году и ставшая одной из лучших документальных панорам города. За работы, «принесшие пользу обществу», фирма была удостоена высшей награды — права помещать на своих изделиях изображение российского герба. Именно этот герб мы видим на обороте в середине нижней строки.
В том же 1867 году фирма «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера» была продана курляндскому уроженцу, талантливому фотографу Альберту Ивановичу Мею (1842-1913) на правах аренды, позволявшей сохранять за фирмой ее прежние заслуги. С этого времени она стала именоваться «Шерер, Набгольц и Ко».
С 1868 года по август 1896 года совладельцем фирмы был М.А.Шиндлер, руководивший фотомеханическим процессом. Одними из первых в России А.И.Мей и М.А.Шиндлер освоили новую отрасль фотографии — фотолитографию (или фототипию), позволявшую получать большее количество отпечатков при гораздо меньших расходах. К концу 1870-х годов Мей и Шиндлер не знали себе равных в различного рода фотопечатных работах. Однако, вскоре Мартин Шерер уехал в Дрезден, открыл там фотоателье, но скончался уже в 1883 году. В том же году умер Георгий Набгольц.
На Московской фотографической выставке 1882 года фирма удостоилась серебряной медали. Во многом благодаря своим успехам в освоении фототипии фирма одержала победу в конкурсе на лучшие снимки Москвы. Конкурс был организован председателем Московского биржевого комитета Н.А.Найденовым с целью последующего издания альбомов с видами Москвы. В 1880-1890 годах фирма выпустила серию из четырех таких альбомов. В 1882 году фирме во второй раз было присуждено право помещать на своих бланках изображение государственного герба России. В 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде фирма была удостоена этой высокой награды в третий раз.
И вот наконец, 19 октября 1894 года министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». Теперь и в России было разрешено частным издателям печатать открытки, при этом предписывалось адресную сторону карточки делать такой же, как в почтовом ведомстве. Все изображения на частных открытках должны были получить одобрение в цензурном ведомстве государственной почты. Перед А.И.Мей открывается широкий диапазон возможностей. Начиная с этого года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем с видами Москвы, а затем и других городов России. В 1896 году А.И.Мей становится единоличным владельцем фирмы.
Выпуск открытых писем продолжался вплоть до 1918 года. За это время было выпущено несколько номерных серий открытых писем с видами Москвы, однако одной из самых удачных среди коллекционеров считается серия, изданная в 1901-1903 годах. Из-за красного цвета надписей на адресной и иллюстрированной сторонах открытых писем коллекционеры называют эту серию «Красным Шерером». Фирма сотрудничала с Императорскими театрами, по их заказам были отсняты целые спектакли, и фотографии, и фототипии (открытки) пускались в широкую продажу. С 1910 года фирма стала издавать и цветные фототипии.
До 1894 года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» располагалась в доме Засецкой на Кузнецком мосту. Затем переехала на Большую Дмитровку, в дом Пустошкина, напротив Купеческого клуба. В 1911 году ее адрес значился так: Кузнецкий переулок, вблизи Кузнецкого моста, дом № 3, где она и оставалась до революции 1917 г. В 1910 году штат фирмы насчитывал более 50 человек. Производство состояло из нескольких отделов. Отдел фотографии делал портреты, здесь же изготавливались паспарту к ним. Отдельные фотографы выезжали в провинцию для съемок архитектуры. Были отделы фототипии, фотолитографии, цинкографии – изготавливали клише для печати иллюстраций в художественных изданиях. Для издания открыток существовал самостоятельный отдел, который выпустил в том числе серии «Типы народов России» и «Виды российских городов».
Несколько поколений филокартистов собирало и собирает серию «Красный Шерер» по номерам. В отличие от серий предыдущих лет издания, в которых были использованы негативые ще 1880-х годов из найденовских альбомов Москвы, на открытых письмах 1901-1903 годов воспроизведены новые сюжеты, отразившие изменившуюся уличную жизнь города. Эти негативы частично использовались фирмой и в дальнейшем, но серии последующих лет, как правило, выполнены на более низком полиграфическом уровне. В серии 1901-1903 годов гораздо полнее, чем в сериях 1898-1900 годов, показаны площади, улицы и переулки Москвы, типы москвичей на улицах города.
Открытые письма с видами Москвы серии «Красный Шерер» собраны в иллюстрированном каталоге, изданном в 2009 году. Данный каталог является первой попыткой систематизации почтовых открыток Москвы, выпущенных фототипией «Шерер, Набгольц и Ко».
Таким образом, наша открытка «Калуга. Дворянское собрание» - это открытка 1901-1903 из серии «Красный Шерер».
Надо отметить, что город Калуга и Калужское дворянское собрание неоднократно появлялись на открытках издательства «Шерер, Набгольц и Ко»: не только на «красной серии», но и в нескольких других – обычных, черных. Об этом свидетельствуют предложения на аукционных сайтах филокартистов.
Одно только Дворянское собрание отражено минимум пять раз! На «красной серии» под номером 28. Надо признать , в процессе реставрации поначалу очень смущало не пропечатанное поле в левой части открытки… не дай Бог, это старое попадание какого-то реактива, который вытравил печатную краску. Однако анализ и каталога «красного шерера» и предложений аукционных сайтов показало, что не пропечатанная полоса – это характерная особенность этой открытки и на ряде других открыток. В частности, открытка «Калуга. Работный дом» обычная серия №37. И еще целый ряд примеров…Возможно, это связано с разноразмерностью фотопластинок …
Восхитившись разнообразием тем, охваченных этим издательством «Шерер, Набгольц и Ко», специалисты Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи могут гордиться тем, что в музейной коллекции есть «красный шерер».
Художник-реставратор, научный сотрудник Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи Анна Самарская.
Литература:
https://znamkaluga.ru/2023/02/19/kaluzhskoe-dvoryanskoe/
https://visit-kaluga.ru/catalog/entry/dom-dvoryanskogo-sobraniya/
Владимир Левашов. Лекция 2. Развитие фотографической технологии в XIX веке // Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М.: Тримедиа Контент, 2014. — С. 29—53. — 464 с. https://www.litres.ru/book/vladimir-levashov/lekcii-po-istorii-fotografii-8741141/chitat-onlayn/
Максимова А. В., Мисюра-Аладова К. А., Богданова Ю. А. Идентификация, хранение и консервация фотоотпечатков, выполненных в различных техниках / Е. А. Васильева. — СПб.: Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, 2013. — 47 с. https://rosphoto.org/wp-content/uploads/2016/07/identification_2013.pdf
Шипова Т. Шерер, Набгольц и Ко // Фотограф. 1993. № 9/10. с. 31. https://fantlab.ru/publisher5114
Миролюбова А.И., Петрова Т.А. Рус. фотография, 1840—1910 годы: Из собрания Эрмитажа. Л., 1991. № 7/8. https://oldcamera.ru/literatura/g-a-mirolyubova-t-a-petrova-russkaya-fotografiya-1840-1910-goda-iz-sobraniya-ermitazha/
https://fantlab.ru/publisher5114/catalog
https://meshok.net/listing?related