Офицер Кавказского полка Гвардии Его Императорского Величества
В Национальном музее Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи в зале Кавказской войны представлена скульптура молодого горца в черкеске, кольчуге под черкеской, остроконечном шлеме с кольчужной бармицей. Что делает этот кавказец на фоне репродукции русской полевой формы?
Перед нами юнкер Собственного Его Императорского Величества Конвоя - формирования русской гвардии, осуществлявшего охрану царской особы. В ходе разгоревшейся Кавказской войны, с ее религиозными и освободительными идеалами, сформулированными в ее начале шейхами и имамами, большая часть кавказской аристократии оказалась заинтересованной в военной и административной поддержке самодержавия. Одним из проявлений включенности в имперскую аристократию стало зачисление в лейб-гвардии Кавказско-Горского взвода.
Официальной датой основания конвоя считается 18 мая 1811 года. 17 октября 1813 года в битве при Лейпциге лейб-гвардии Казачий полк спас Александра I от возможного плена, разметав в тяжелейшем бою кирасир Наполеона Бонапарта. Этот подвиг положил начало Собственному Его Императорского Величества Конвою. Черноморская сотня лейб-гвардии Казачьего полка послужила ядром будущего Конвоя. Основным ядром конвоя были казаки Терского и Кубанского казачьих войск. В Конвое также служили осетины, черкесы, ногайцы, ставропольские туркмены, горцы-мусульмане Кавказа и мусульмане Крыма.
Представленная в витрине скульптура офицера Кавказского полка Гвардии Его Императорского Величества изображает молодого кавказского аристократа, одетого в кольчугу поверх архалука, короткую черкеску с короткими рукавами и газырями с галуном. Руки от локтей прикрыты налокотниками, а кисти рук кольчужными наручами. Ноги, кроме сапог, обуты в ноговицы с галуном. Голова увенчана коническим шлемом с кольчужной бармицей, закрывающей плечи. Офицер вооружен шашкой черкесского типа, кинжалом и коротким ножом. На постаменте надпись "NAPOLEON. JACOUES. E ECIT".
Скульптура могла поступить в коллекцию КМД либо из Музейного комплекса усадьбы Марьино Курской губернии фамильного дворца князей Барятинских, либо из бывшего «Храма Славы» в Тбилиси по письму заместителя Совнаркома ДССР И. Алиева в Центральный комитет Грузинской республики (от 12 октября 1924г., №7125, г. Петровск) с просьбой передать экспонаты, связанные с историей Дагестана и с Кавказской войной.
Автором произведения является скульптор Теодор-Жозеф-Наполеон Жак (1804-1876) - французский скульптор, работавший в Санкт-Петербурге. Академик Императорской Академии художеств. Создатель памятника Петру I в Кронштадте, автор жанровых интерьерных скульптур. В 1846-1848 годах создавал интерьерные скульптуры из бронзы и других материалов, в их числе: «Кузнец», «Ямщик».
Мода на ориентализм дала повод создать такие скульптуры как «Кавказский воин», «Кавказский горец», «Лезгин», «Мусульманин», «Грузин», «Татарин», «Черкес». Дополняют представление о круге предметов Жака упоминания скульптур «Шамиль» и «Черкешенка».
За долгую историю своего бытования в качестве кабинетной скульптуры, переездов из коллекции в коллекцию, из музея в музей, движений из хранения в хранение, у скульптуры были утрачены не литые детали амуниции. Исследование биографии и творчества Теодора-Жозефа-Наполеона Жака, сравнение с образцами из различных музеев страны, позволили прийти к выводу, наш образец такой же, как на одном из антикварных сайтов и в достаточной мере идентичен образцу из Государственного Эрмитажа. А значит, у нашего экспоната утрачены ремень, кинжал и короткий нож. Недостающие детали амунициибыли изготовлены из двухкомпонентного состава по аналогии с образцом из Государственного Эрмитажа. После просушки они были смонтированы с корпусом фигуры и тонированы в цвет бронзы с легкой патинировкой.
После реставрации кабинетную скульптуру стало возможным представить посетителям в экспозиции.
Художник-реставратор, научный сотрудник Национального музея РД им.А.Тахо-Годи Анна Самарская.