Реконструкция памятника средневекового христианского искусства Дагестана алтарной плиты ХII-ХIIIвв. из села Гонода
Памятник средневекового христианского искусства Дагестана ХII-ХIIIвв. алтарная плита из села Гонода, обнаруженная Н.Ф. Яковлевым в 1923 году, описанная А.С.Башкировым, М.М.Мамаевым, П.Тахнаевой, на момент приказа о формировании Фонда «Резной камень» в 2007 году состояла из двух предметов хранения с учетными номерами еще времен Краеведческого Музея Дагестана № 6546 и № 6620. Из них № 6620 был расколот на две части. Анализ размеров фрагментов, дошедших до современного учета с данными о ранее снятых размерах предмета в карточках поступления августа 1944 года и размерами в книге поступления 1949 года, позволил предположить вторичный раскол, после снятия мерок.
«Гонодинская плита», известная по фото 1923 года Н.Ф. Яковлева в книге «Искусство Дагестана. Резные камни» (М.,1931) А.С.Башкирова, и анализируемая исследователями по этому фото, поступила в КМД перед Великой Отечественной войной уже в неполном комплекте и без аннотации, что это та самая плита. В карточке поступления августа 1944 года треугольная верхняя часть была записана как «каменная плита в виде треугольника по краям орнамент в виде завитков, разбита на три части. 72Х62х60 см. Разбита на три части, левого угла нет». Очевидно, в описание был включен и соседний фрагмент с лапками павлинов и головами львов, к тем порам получивший раскол, которого мы не увидим на фотографии Н.Ф. Яковлева в книге А.С.Башкирова (1-треугольник с павлинами, 1+1-полоса с лапками и головами, итого — 3 части). Средняя часть с лапами уже львов, двумя верхними сплетенными кругами и большей долей креста между ними, была записана как «Каменная плита с круговым переплетающимся шнуровым орнаментом, разбита на три части, 70х34 см) — на фото Н.Ф. Яковлева - это самый большой целый фрагмент. В карточке поступления августа 1944 года этот на фото целый фрагмент записан как «разбитый на три части» уже к моменту поступления. Никакой информации о поступлении четырех нижних фрагментов с двумя нижними сплетенными кругами, увы, нет.
В 1942 году КМД вынужден был эвакуироваться в Дербент с готовностью переправляться через море. Уж если эвакуации Эрмитажа и Петергофа не избежала частичных повреждений и штучных утрат, то сложно предположить, что эвакуация КМД прошла более успешно. Эвакуация продлилась до конца 1944 года. И если изделия из серебра, оружие, национальные костюмы, живопись, графика, документы, изделия из дерева, удалось вывезти и сохранить практически без потерь, то такие тяжеловесные и неудобные для транспортировки предметы, как архитектурные детали из камня (многие уже фрагментированные), крупногабаритная гипсовая скульптура производства художественных артелей РСФСР и ДАССР, предназначенная для наглядной пропаганды, были вывезены лишь частично, частично закопаны во дворе КМД на улице В.И.Ленина, ныне проспекте Р. Гамзатова. В этот период могли произойти некоторые утраты в виде многочисленных расколов камня, с последующей путаницей в идентификации, и разрушений гипса от грунтовых вод. Ввиду того, что в книгах поступления, восстановленных в 1949 году, записей о расколах дошедших до КМД фрагментов этой плиты нет, то уже к 1949 году часть расколов, к сожалению, очевидно были частично утрачены ( фрагмент с лапками павлинов и головами львов, к 1944 году получивший раскол, и левая узкая часть средней части с лапами львов и двумя верхними сплетенными кругами ). Переезд же на площадь В.И.Ленина произошел в 1968 году, и к тем порам все архитектурные детали из резного камня получили учетные номера Книг Поступления КМД от 1949г. и те, что остались были полностью перевезены в здание на площади.
Значимость этого памятника средневекового христианского искусства Дагестана ХII-ХIIIвв. для освещения этого периода, его звучание в публикациях многочисленных исследователей камнерезного искусства Дагестана, его яркая образность и впечатляющий экспозиционный потенциал, заставлял постоянно жалеть о утрате значительной его части. Формирование Фонда «Резной камень» в 2007 году и прием на ответственное хранение позволили назначенному хранителю, пройдя путь анализа за признанными исследователями камнерезного искусства, сверив учетные описания оставшихся фрагментов с описаниями и фото в публикациях, прийти к бросающему в трепет выводу, что эти фрагменты – часть той самой легендарной плиты. Тщетные поиски остальных фрагментов и достоверной информации о их судьбе, привели к выводу, что ждать их чудесного появления – безнадежно, а в разрозненном виде эти фрагменты не несут информационного и экспозиционного потенциала.
Полученное в ДХУ им. М.-А.Джемала и ХГФ ДГПУ художественное образование и практические навыки работы с различными художественными материалами, реставрационная специализация в ВХНРЦ им. Академика И.Э.Грабаря, согласование с Главным хранителем и Реставрационным советом тогда еще ДГОМ, а ныне НМ РД им.А.Тахо-Годи, эскиза реконструкции и технической рецептуры обратимой реставрации позволили приступить к реконструкции легендарного образца в ноябре 2016 года.
В соответствии с фото 1923 года Н.Ф. Яковлева в книге А.С. Башкирова «Искусство Дагестана. Резные камни» (М.,1931,) был отрисован эскиз плиты в масштабе 1:1. Изготовлен деревянный корпус для заливки недостающего поля плиты, фрагменты уложены соответственно с фото. Заливка пустот между фрагментами произведена обратимым гипсовым раствором. Резьба по гипсу по переведенному рисунку осуществлялась на глубину 6-7 мм в технике плоско-силуэтного орнамента. По окончании просушки тонировка участков с гипсовой реконструкцией резьбы была проведена в светло-серый тон, светлее тона камня для предоставления возможности зрителю отличить от исторического образца.
С 2017 года реконструкция «Гонодинской плиты» экспонируется в Зале раннего средневековья НМ РД им.А.Тахо-Годи. Коллектив музея рад напомнить зрителю о уникальном и легендарном экспонате, описанном многочисленными исследователями. Особенно ценна для коллектива НМ РД им.А.Тахо-Годи добрая оценка проделанной работы со стороны замечательного ученого, известного искусствоведа, археолога и историка, доктора искусствоведения, главного научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, заслуженного деятеля науки РД Мисрихана Маммаевича Маммаева.
Автор художник-реставратор Национального Музея Республики Дагестан им.А.Тахо-Годи Анна Владимировна Самарская (Алиева)
ЦЕННЫЙ ПАМЯТНИК ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА
В Национальном Музее Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи хранится каменная плита ХII-ХIII веков -- один из ценнейших памятников христианского искусства Дагестана. Она происходит из села Гонода Гунибского района РД. Плита была обнаружена в 1923 году профессором Н.Ф. Яковлевым в кладке стены одного из домов. Несколько позднее она поступила в Дагестанский краеведческий музей. А.С. Башкиров, опубликовавший ее фотографию в книге «Искусство Дагестана. Резные камни» (М.,1931, с.69-70 табл.77) считал плиту торцовой стенкой христианского саркофага.
Плита слегка суживается кверху и завершается треугольно-стрельчатым верхом. Передняя сторона ее сплошь покрыта рельефной резьбой. По краям плиты размещен растительный орнамент в виде волнистого побега стебля с отходящими от него влево и вправо стилизованными листочками.
В центре стрельчатого верха располагаются изображения двух противостоящих павлинов в симметричной геральдической композиции. Птицы изображены обобщенно, но с подчеркнутыми наиболее характерными деталями. На их головах показаны разнотипные кокошники. Глаза отмечены небольшими круглыми ямками. В загнутых книзу клювах павлинов находятся, по-видимому, круглые плоды. Изогнутые шеи обработаны поперечными полосками. Груди выпячены, слегка удлиненные тела птиц размещены горизонтально. Длинные сложенные хвосты спущены вниз. Ножки расставлены параллельно одна другой. Между изображениями птиц находится сильно стилизованный символ древа жизни.
Композиция с геральдическими изображениями птиц по сторонам более или менее условно изображенного «древа жизни» является широко распространенным сюжетом в средневековом искусстве Дагестана и других областей.
По своему происхождению композиция двух павлинов по сторонам «древа жизни», изображенная на плите из Гонода связана с искусством Закавказья и заключает в себе ( как и аналогичные композиции христианских памятников Закавказья и других областей ) христианскую символику: два павлина у «древа жизни», клюющие плоды, или же по сторонам чаши, из которой они пьют, то есть причащаются, олицетворяют жизнь, выступают в качестве символа бессмертия.
Ниже изображений павлинов на плите из Гонода располагаются сверху вниз: орнаментальный фриз; композиция с геральдическими изображениями львов; нижнюю большую часть плиты занимает композиция в виде сплетенного тройным жгутами непрерывающийся ленточный узор, образующий четыре симметричных и одинаковых между собой круга с включенными в них многолепестковыми розетками.
Центральное поле между сплетенными кругами занято рельефным изображениями четырехконечного креста с расцветшими в конце ветками, выступающими в боковых внешних промежутках сплетенных кругов. В нижних боковых углах декорированной части плиты помещены мелкие профильные изображения стоящих птиц, обращенных в противоположные стороны.
Рельефная плита из села Гонода относится к памятникам христианского искусства. По смысловому содержанию представленных на ней композиций, особенностям декоративного убранства, она является одним из наиболее ярких и выразительных образцов декоративно-прикладного искусства горного Дагестана, наглядно иллюстрирующих характер и содержание христианских сюжетов, бытовавших в Аварии в ту эпоху, когда здесь упрочилось христианство, а соседняя Грузия, издревле связанная с ней культурно-экономическими контактами, достигла вершины своего политического и культурного развития.
***
Описанная плита была найдена разбитой на семь фрагментов. Долгое время все её куски хранились в Дагестанском Краеведческом Музее, располагавшемся недалеко от сегодняшней гостиницы «Ленинград» на проспекте Р. Гамзатова. При перемещении музея на новое место в здание на площади им. В.И.Ленина большинство фрагментов было утеряно, от памятника осталось лишь три. По этим остаткам и по фотографиям, опубликованным в книге А.С.Башкирова «Искусство Дагестана. Резные камни» (М., 1931) памятник целиком реконструировала художник-реставратор Национального музея Республики Дагестан Анна Владимировна Самарская. Утраченные детали памятника она точно воссоздала из гипса и воссоединила их с сохранившимися частями плиты в единое целое. Работа эта не только трудоемкая, но и сложная, ответственная. И надо отдать должное А.В.Самарской, с этой работой она справилась успешно. Ныне один из ценных памятников средневекового христианского искусства Дагестана находится в экспозиции Национального музея Республики Дагестан им.А.Тахо-Годи.
М.М.Мамаев, доктор искусствоведения. 11.02.2019