Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Возвращение "Штурма Гуниба"

 

В экспозицию Национального музея Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи после тщательной реставрации вернулась картина Петра Николаевича Грузинского «Штурм Гуниба». 

Сюжет полотна возвращает нас к событиям предрассветных минут 25 августа 1859 года. Окружение Гуниба Кавказской армией началось еще 9 августа. Прибывавшие войска занимали позиции у подошвы плато и постепенно смыкали кольцо с тем расчётом, чтобы артиллерийский огонь осаждённых не мог достать их позиций. Главнокомандующий, генерал Барятинский, прибыл к Гунибу 18 августа. Осадные работы вокруг Гуниба были начаты 23 августа под руководством генерала Э. Ф. Кесслера. Устраивались позиции для артиллерии и пехоты, готовились лестницы и верёвки для передовых штурмовых команд. По всей окружности горы разыскивались и при возможности занимались места, наиболее благоприятные для подъёма на гору. Из резерва выдвинулись вперёд все четыре батальона Ширванского полка. Два полка ещё в ночь с 22 на 23 августа выдвинулись и закрепились на восточном склоне Гуниба, два других, а также 5 сотен Дагестанского конно-иррегулярного полка переместились на северное направление. Перед рассветом 25 августа на южном направлении, откуда горцы не ждали нападения из-за крутизны скал, передовая группа Апшеронского полка в количестве 130 человек на клиньях, крючьях и веревках поднялась на вершину обрыва. Одновременно с апшеронцамис восточногосклона начали штурм ворот крепости Шамиля и закрепились на окраине аула части 84 Ширванского пехотного полка.Отвлеченные предрассветным штурмом осаждённые заметили «альпинистов» только когда апшеронцам оставалось преодолеть последний скальный уступ. Завязалась перестрелка, но штурмовая команда поднялась на верхнюю площадку, и вскоре сторожевой пост осаждённых оказался окружён. Семь его защитников погибли в бою (среди них оказались три женщины), а десять были взяты в плен. Произошло все до 6 часов. Через некоторое время на вершине были уже несколько рот наступавших, которые двинулись к селению Гуниб. Именно этот штурм ворот крепости имама и прорыв за стены рядовых 84 Ширванского пехотного полка, ожесточенную оборону горцев, напор штыки в кинжалы, глаза в глаза пишет на своем дипломном полотне, удостоенном Большой золотой медали, выпускник Петербургской Академии художеств Петр Николаевич Грузинский в 1862 году. 

Родился Пётр Николаевич Грузинский в декабре 1837 года, в семье курского небогатого помещика. С детских лет обнаружил влечение к живописи. Сначала самоучкой занимался рисованием в родительском доме. В 1851 году поступил сначала в среднее воспитательное училище Петербургской Академии художеств, а затем закончил полный курс Академии в 1863 году, проучившись в ней 12 лет. Главным наставником П. Н. Грузинского был профессор Б. П. Виллевальде. 

Обучаясь на старших курсах Академии художеств, Пётр Николаевич вполне мог наблюдать представленные на соискание звания академика батальной живописи рисунки из Кавказского альбома Т. Горшельта. Оставить равнодушным этот альбом не мог, и, вероятно, послужил мотиватором для выпускной работы «Взятие (штурм) Гуниба 25 августа 1859г.». Петр Николаевич мог видеть и Приветственный Адрес фельдмаршалу Барятинскому, исполненный Теодором Горшельтом.  На адресе изображены ворота, которые штурмуют солдаты Ширванского полка, поднимаясь вверх по тропе. И ведь именно эти ворота мы видим на полотне, но уже с внутренней стороны оборонительных сооружений Шамиля. Изменил молодой художник и персонажей на стене: у Горшельта это штурмующие солдаты, а у Грузинского – отбивающиеся горцы, хотя сама конструкция стены повторена достаточно точно. Вот что писал о картине «Взятие Гуниба» один из петербургских журналов: «Сцена штурма этой твердыни, считавшейся неприступной, передана художником без ложного пафоса, просто и убедительно. Сплоченная масса русской пехоты производит впечатление спокойной и грозной силы. В этой картине нет индивидуального героя. Действующим лицом в ней является народ в солдатских белых рубахах. По своему характеру и силе это произведение принадлежит к лучшим образцам русской реалистической живописи 2-й половины XIX века». Можно допустить, что вдохновивший молодого живописца Горшельт, как опытный мастер, уже показавший публике оригиналы будущего Кавказского альбома, позволил выпускнику академии воспользоваться своими уже экспонированными материалами. Ведь у него, как у участника событий, в запасе было еще много личных впечатлений, которые он мог бы использовать для будущих работ. И уже в следующем году художник-летописец Кавказской войны пишет полотно «Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским 25 августа 1859 года» (по подписи «TGorsheltMunic1864»).Вскорости, после небольшого перерыва в 1867 годунемецкий художник-баталист пишет «Штурм аула Гуниб 25 августа 1859 года».

На волне успеха этой темы у П. Н. Грузинского и Т. Горшельта аж в 1870 году обращается к теме Кавказской войны и теме Гуниба академический учитель П. Н. Грузинского - Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде. Он пишет полотно «Охотники Ширванского полка на Гунибе», где популяризируется ставшая модной к тем годам фрондерская версия об успехе штурма Гуниба не в результате длительной (почти месяц) подготовки, а в результате предательства некоего «Джабраила».
В 1864 году Пётр Николаевич Грузинский, оставаясь пансионером Академии, приезжал из Парижа в Россию для путешествия на Кавказ с целью рисования этюдов с натуры, изучения местных типов и вообще сбора материалов для задуманной картины «Оставление горцами аулов при приближении русских войск», предназначенной для Всемирной парижской выставки. За эту картину в 1872 году по окончательном возвращении своём в Санкт-Петербург Грузинский получил звание академика. Спустя год эта картина экспонировалась на Всемирной выставке в Вене, а в 1882 году - на Всероссийской выставке в Москве. 
Значительный интерес представляет также большая картина П.Н. Грузинского "Оставление горцами аула при приближении русских войск". Окончив эту картину, он пишет несколько произведений из русского народного быта "Тройка и метель", путевые кавказские сцены "Путешествие художника по Кавказу". Почти восемнадцать лет он писал батальные полотна, но до сегодняшнего дня дожили только названия этих картин:«Взятие Гуниба на Кавказе в 1859 г.» (1862), «Пикет зуавов на маневрах во Франции» (1864), «Конвой черкесов» (1871), «Оставление горцами аулов при приближении русских войск» (1872), «Бивуак кавалергардов» (1879), «Взятие обоза маршала Даву лейб-гвардии уланским полком под Красным 5 ноября 1812 года» (1889), «Наказной атаман в дороге»(1892). Есть основания полагать, что из всего «военного» творчества живописца сохранились две картины: в нашем музее и в Государственном Русском музее «Оставление горцами аула при приближении русских войск» (1872) 300 x 400см.Петр Николаевич, будучи уже признанным баталистом, не замыкался только в этом жанре. Он — автор большого цикла бытовых сцен и пейзажей, картин на темы русского народного быта. Из-под его кисти вышли «Почтовая тройка» (1859), «Почтальон» (1861), «Встреча новобрачных, возвращающихся из церкви» (1876), «Тройка в метель» (1881), «Масленица» (1889). В 1876 на выставке в Филадельфии экспонировались его "Тройка в метель", "Встреча новобрачных", "Цыгане", вызвавшие интерес посетителей неподдельностью сюжетов и мастерством исполнения. Наиболее известна по репродукциям небольшая картина "Катание на масленице", которой хранящаяся в музее коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. 
В стремительно меняющейся общественной и культурной жизни конца 19-го века батальная и жанровая живопись Петра Николаевича Грузинского вдруг оказалась вне моды. Просвещенная столичная публика требовала социально-острые работы передвижников. Потому о художнике и его картинах во второй половине девятнадцатого века говорили мало, а после преждевременной кончины в 1892 году, и вовсе быстро забыли.
Скончался 20 мая (1 июня) 1892 года. Похоронен на городском кладбище в Павловске. Надгробие и место захоронения не сохранилось.
История поступления картины Петра Николаевича Грузинского «Штурм Гуниба 25 августа 1859 года» в НМ РД (КМД, ДГОМ) начинается в 1924 году. 
Начало ей положило письмо заместителя Совнаркома ДССР И. Алиева в Центральный комитет Грузинской республики (от 12 октября 1924г., №7125, г. Петровск) с просьбой передать из бывшего «Храма Славы» в Тбилиси экспонаты, связанные с историей Дагестана и с Кавказской войной, и не связанные с историей Грузии. К письму прилагался довольно длинный список, выдержка из которого характеризует интересы формирующегося музея: «Знамена: семь знамен султана Даниял-бека Элисуйского, Гимринское знамя, зва знамени Кази-Муллы (взятые у Тарки), знамя, взятое у Дербента, Знамя Эльдар-бека Каракайтагского, знамя Амалат-бека Буйнакского. Картины: «Штурм укрепления Ахты», «Взятие Ахульго» (Рубо), «Сражение при Внезапной», «Штурм аула Гимры» (Рубо), «Штурм Гуниба» (фотография с картины в Зимнем дворце в СПб.), «Взятие Гуниба» (Рубо), «Взятие аула Дарго» (Рубо), «Сражение при р. Иоре» (Самокиш), «Переход кн. Аргутинского через снежные горы» (Рубо)»… На что был получен положительный ответ от Грузинского ЦИК в Совет Народных комиссаров Дагестанской ССР с условием самовывоза.
В разделе «Картины» представляет интерес пункт 5. «Штурм Гуниба» (фотография с картины в Зимнем дворце в СПб.). Очевидно, с поступлением этой фотографии, появилась информация о картине П.Н. Грузинского и ее местонахождении на тот период.
В 1941 году коллекция Краеведческого музея Дагестана эвакуировалась в Дербент с готовностью переправляться за Каспийское море. К сожалению, из-за эвакуационных потерь документов и последующих потерь документов из-за коммунальных аварий и пожара в старых зданиях музея, документов, актов, дающих точную дату поступления, обнаружить пока не удалось. Учитывая тот факт, что из эвакуации коллекция вернулась в 1944 году, по итогам проведенной сверки были составлены имеющиеся на сегодняшний день Книги за 1944 год. В Книге Поступлений №8 за 1944 – 47 год имеется запись: «7055 «Штурм Гуниба 25/VIII-1859 г.»    Грузинский П. 1868г. г. Ленинград. Зимний дворец   1шт масло/холст. 284х211 (сохранность) полная (реставрация) эксп.» В 1944 году картина записана без ссылки на какое-либо свежее поступление, записана, как давно имеющаяся. Значит картина Петра Николаевича Грузинского «Штурм Гуниба 25 августа 1859 года» поступила в НМ РД (КМД, ДГОМ) после 1925 года, но до 1941 года. Очевидно, что к этому периоду картина подверглась глубокому потемнению лака и подпись автора была слабо видна, в силу чего запись была сделана с ошибкой в датировке – дата записана как «1868г.».  
Картина до поступления в музей уже не один раз побывала в реставрации, о чем говорит, многослойное лаковое покрытие, несколько заплат на обороте и съемка в УФ-лучах. Не очищенные от пыли и копоти картины усердно покрывались лаками различного качества. Из архивных документов (счета за работу, отчеты) известно, что в некоторых случаях лак расходовался пудами, людьми малосведущим в деле подлинно научной реставрации,ложась ненужным грузом на картины. С течением времени цвет лака изменялся: желтел, темнел и т.п. Не удивительно, что голубое небо делалось впоследствии зеленым, белые одежды — желтыми и т.д. Картины принимали сумеречный, мрачный колорит.К тому времени, когда картина попала в реставрацию, лак потускнел, потемнел и потерял блеск. Предрассветный бой казался еле различимым ночным побоищем. Картина была покрыта многослойным лаковым покрытием буро-серого цвета, образующим различные пятна, явно не вытекающие из живописных задач художника. Пятна, очевидно, были вызваны неравномерностью лакового слоя, утратившего первоначальную прозрачность и изменившегося в цвете.Картина «Штурм Гуниба» выполнена в многослойной тонкослойной технике, живопись фактурная лишь на светлых участках лиц, белых рубашек рядовых, мундиров офицеров, на бликах клинкового оружия, на освещенных участках гор. 
В процессе удаления поверхностных загрязнений и удалении излишков лака посветлели белые рубашки солдат, на небе проявились различные оттенки начинающегося рассвета и еще ночные оттенки, в цепи гор обозначилась воздушная перспектива, сами горы вернули себе синие и голубые оттенки (под еле золотистым авторским лаком). Также выделиласьреставрационная тонировка, ранее определенная при УФ-съемке. Сделанная в тон авторской живописи под потемневшим многослойным лаком, при расчистке потемневших слоев эта старая реставраторская запись осталась в темном тоне и стала своеобразным свидетельством стошестидесятилетней насыщенной «жизни» картины. Оставленная умеренная золотистость лака придает произведениям своеобразную «галерейность» и «драгоценность».Гладкая фактура поверхности картины позволила проводить выравнивание лакового покрытия равномерно и в несколько приемов. Не одновременное снятие излишков лака позволило не пропустить момент обнажения светло-золотистого авторского лака. Эта золотистость времени, свойственная старым картинам, придающая живописи особую ценность, ценится выше, чем впечатление свежести и новизны. Поэтому сохранена с осторожностью.
Для выполнения реставрационных работ был закрыт для посетителей соседний изолированный зал, чтобы «пожилая» картина подвергалась наименьшему количеству перемещений по коридорам музея и поворотам на лестницах. В закрытом зале был построен рабочий стол соответствующего размера.Администрацией музея и хозяйственно-экономической службой было закуплено более технологичное оборудование для лабораторных исследований и реставрационных работ, налажено сотрудничество с кафедрой физической электроники Дагестанского Государственного Университета. Процесс фотосъемки в УФ-лучах для научного анализа консультировал ЦКП «Аналитическая спектроскопия» Дагестанского Государственного Университета. В работе с такими крупноразмерными, а значит довольно тяжелыми с большой парусностью картинами неизбежны физические нагрузки, сопровождающиеся трепетной осторожностью к хрупкому холсту. Возвращение картины в экспозицию также требует подготовительных работ по организации оптимального физико-климатического пространства. В такие процессы включался весь коллектив в Реставрационного отдела Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи: заведующий отделом Магомедов М.Н., реставраторы Муртузалиев Т.М., Муртузалиев С.М., работники технической службы: Шихалиев К., Абдуллаев С, Мирзаев М.  В восстановлении истории поступления картины в музей информацию помогали найти главный хранитель НМ РД Кильдеева З.Г., хранитель фонда живописи Гамзатова Б.С., научные работники фонда документов. Ценным источником документов стала книга «Становление музейного дела в Дагестане. Архивные документы и материалы. К 95-летию открытия музея в Дагестане» Доного Х-М. и Гаждиева М. 
Научная реставрация музейного предмета - это ни в коем случае не «подновление» экспоната, это повод для проведения сложных лабораторных, технологических, исторических и биографических исследований о музейном предмете. Именно эту сложную задачу ставит перед собой и реставрационным отделом генеральный директор Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи Магомедов П.О., чтобы гости нашего музея могли узнать наиболее интересные и впечатляющие истории из истории музея.
Автор: реставратор Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи Анна Самарская (Алиева).