Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Золотое шитье Дагестана

В Дагестане золотое шитье появилось 17-18вв. Во второй половине 19в. получило широкое распространение. По одной из версий техника распространилась в результате культурно - экономических связей народов Северного Кавказа с соседними регионами, а также способствовало и то, что через территорию центрального Кавказа проходила часть Шелкового пути из Китая в Среднюю Азию и Византию.

Позже пути поставки золотых и серебряных нитей, бархата, парчи, шелка велись через Астрахань, Дербент и Кизляр. Золотом и серебром расшивали одежду, сумочки, кисеты для рукоделия, мужские башлыки, седла, футляры, кобуру на пистолеты.

Золотошвейным делом чаще занимались в феодальных семьях, где женщины имели больше свободного времени. Девочек в Дагестане ремеслу обучали с 5-6 лет. 

Позже этим видом искусства занимались известные золотошвейки и в простых крестьянских семьях. Они готовили изделия по заказу для богатых семей. Существовало четыре вида техники шитья: вприкреп, гладь, бассонные изделия, тканье галуна.

Первый способ был наиболее сложным и трудоёмким. На раму натягивали белую ткань, затем накладывали вырезанный трафарет и контур рисунка наметывали жёлтой хлопчатобумажной ниткой или обводили мелом, а потом сняв трафарет, приступали к шитью. Трафарет изготавливали из бумаги или тонкого картона, а в далёкие времена использовали высушенный пузырь животного. Мастерица делала настил из простых, жёлтых ниток по всей площади рисунка, на эти нити плотными рядами, создавая определенные узоры, накладывала уже золотые или серебряные нити. Для прикрепа использовали шёлковую нить, чаще выдернутую из тафты. Использовали нити красного, жёлтого, терракотового цвета, что придавало золотой вышивке приятный оттенок. По окончанию работы мастерица выравнивала узоры специальным инструментом - кабаньим клыком или любой отполированной костью. С другой стороны под вышивку для упругости подкладывали белую бязь или другую тонкую ткань, смазанную раствором столярного клея.

Второй способ - вышивка гладьевым швом по сравнению с первым был менее сложным и трудоёмким. Вышиваемая часть ткани натягивалась на раму и на ней наводили контуры узора с помощью бумажного трафарета. Поле рисунка покрывалось настилом из шелковых ниток, а затем поверх накладывали золотые гладьевые швы, положив нити сплошным застилом плотно одну к другой. При вышивании гладью трафарет из бумаги или тонкого картона оставался под вышивкой.

Гладью чаще всего вышивали бархат, нередко и шёлк.

Третий способ вышивания - басонные изделия (тесьма, шнур, галун).

Такими изделиями украшали разнообразные предметы быта: футляры для часов и ножниц, кобуру для пистолетов, сумочки, кисет в виде конвертов для писем или для женского рукоделия-ниток, иголок, напёрстка, а также украшался мужской головной убор - башлык. Тесьму и шнур мастерицы плели двух видов: плоские и круглые. Если тесьму или шнур делали узкими и короткими, то работу выполняла одна мастерица; широкую и длинную выполняли две или три мастерицы.

Четвёртый способ шитья - это тканье галуна. Галуны, а также широкую тесьму дагестански, как и женщины соседних регионов, ткали вручную. Из источников известно, что кумычки ткали голубые тесьмы и шнуры известные на всём Кавказе. Лачки славились вышиванием золотом по сукну шёлка и кожи.

Мастерицы использовали специальные дощечки квадратной формы размером 6-7 м² каждая с шестью иногда и восемью отверстиями, расположенными  обычно параллельно с двух сторон по краям по три с каждой стороны, в каждой из которых вставлялась по одной нити основы. Число дощечек зависело от ширины галуна или тесьмы и сложности узора. Для галуна использовали 15-18 дощечек, а если галун был широкий и длинный, то использовали 50 и более дощечек. Кроме техники гладью и вприкреп дагестанки при вышивании использовали и другие виды швов - тамбурный. Эта техника характерна кайтагским и кубачинским мастерицам. Кубачинки по сей день сохранили своё ремесло, расшивают уникальные покрывала тонкой ткани длиной 2,5 м шириной 78 см, край украшают  подзором, бахромой.

Каз - это не просто головной убор, расшитый золотыми нитками, по рисунку на платке определяется статус девушки: замужем она или нет. Чаще всего кубачинки вышивают на своих платках характерный растительный орнаменты аналогичный ювелирным изделиям. Узор на покрывале незамужней девушки мелкий, а замужняя носит с крупным.

О том, что кубачинка в трауре можно узнать по казу - на нём не будет бахромы яркого узора. Бахрому снимают на 40 дней либо на год в зависимости от того насколько близкий родственник умер. Когда траур окончен, бахрому пришивают снова. Девочки  в Кубачах выходят замуж в традиционной свадебной одежде. Вышивальщицы передают секреты ремесла из поколения в поколение. Каждый орнамент имел символическое значение. Покрытые знаками и оберегами предметы одежды и быта, являлись защитой своего хозяина от злых духов. В вышитые ткани заворачивались украшения невесты. 

На сегодняшний день в Национальном музее Республики Дагестан им.А. Тахо-Годи хранится более 200 единиц золотошвейных изделий, датируемые предположительно концом XIX начала XX века.

Автор - заведующая фондом «Ткани» Тамари Асадулаева.