Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
«Архив Ахульго» уехал в Северную Осетию

«Архив Ахульго» уехал в Северную Осетию

Выставка, посвященная одному из самых трагических эпизодов Кавказской войны - взятию крепости в ауле Ахульго проходит в столице Северной Осетии. 




"Архив Ахульго" – историко-художественный проект, созданный по инициативе куратора, заместителя директора Национального музея республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, Джамили Дагировой.



На выставке представлена живопись, графика, инсталляция, скульптура современных художников Дагестана, Адыгеи, Москвы, Санкт-Петербурга, осмысляющих в своих произведениях историю и наследие Кавказской войны.




Центральное произведение выставки - видеоработа с изображением панорамы Франца Рубо "Штурм аула Ахульго" (1890 год, из собрания Государственного Эрмитажа), которую после успеха на выставках в Европе, ожидала трагическая судьба в Дагестане.



Как отметила Джамиля Дагирова, ключевое слово и концепция во всей этой истории – это "архив", которого еще практически нет, но он постепенно собирается. - Проект "Архив Ахульго" связан с моими многолетними наблюдениями как специалиста по истории Дагестана – я обнаружила, что дагестанские художники не работают с темой Кавказской войны. Меня это озадачило и я стала думать, почему у художников существует отстранение от этой темы.

У историков и краеведов эта тема наоборот звучит очень громко – происходят большие баталии, ведь тема Кавказской войны очень спорная, сложная и практически еще по-настоящему не изученная. К тому же, это тема с национальными и конфессиональными вопросами, и есть опасность столкнуться с агрессией.


Конечно, нам известны произведения прекрасных русских художников, которые отразили основные этапы Кавказской войны, но все это – заказ со стороны царского правительства. С момента окончания Кавказской войны прошло 180 лет. То, что вы сегодня здесь видите, – это работы десяти художников, которых эта тема волнует, ведь лучше художников никто не отвечает на вопросы – лучшего образа и высказывания больше никто не даст. Единственный объект, который мы взяли из музейной коллекции – это неразорвавшееся пушечное ядро времен Кавказской войны – оно является частью инсталляции с медалью за взятие Ахульго.



Мне хочется пробудить наше художественное сообщество, чтобы они немножко направили свой творческий потенциал из области абстрактного мифологического мышления, в свою историю, ведь у каждого в Дагестане есть кто-то, кто был участником или свидетелем Кавказской войны, - рассказывает она. - 

Почему Ахульго? Потому что это самая трагическая страница в истории Кавказской войны, и я много лет занимаюсь исследованием создания панорамы Франца Рубо "Взятие Ахульго".

Данный проект – не застывшая история – мы планируем пополнять архив и в будущем собираемся организовать арт-резиденцию с художниками из Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии, которые бы на территории Дагестана поработали с темой Кавказской войны.



Выставка "Архив Ахульго" продлится до 5 апреля по адресу ул. Никитина, 22, Владикавказ. Центр современного искусства.




По материалам информагентства «Спутник».