Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Катать войлок

Катать войлок

Хунзахский историко-краеведческий музей
5 марта 2020

Наши сёла – добротный бабушкин сундук, полный загадок, легенд, преданий, ремесел, и стоит только его приоткрыть, как одна за другой появятся оттуда «разнаряженные» истории. Хороши села и тем, что здесь, вдали от суетливой Махачкалы, можно увидеть то, что сегодня по телевизору не покажут и в социальных сетях не встретишь. А можно еще поделать что-то своими руками. В очередной поездке за «особенным Дагестаном» мы изготавливали бурку, и все было подлинное, теплое, родное.

В филиале Национального музея РД им. А.Тахо-Годи – Хунзахском историко-краеведческом музее – местную молодежь учили изготавливать войлок из овечьей шерсти с приглашением работников Дома культуры селения Сиух.

Мастерицы показали все этапы создания войлока для бурки. Она укрывала от дождя не только всадника, но и коня, не зря ее называли домом для горца.

– Бурка противостояла шашечным и кинжальным ударам, ее не пробивала выпущенная из гладкоствольного оружия пуля, не говоря уже о стрелах. В основном войлочным ремеслом занимались жители Сиуха. Из него изготавливали также сапоги и узорные ковры арбабаш, – рассказывает заведующий филиалом Шамиль Алиев. – Арбабаш делали из нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета. Войлок накладывали один на другой, вырезали по намеченной линии орнамента. Затем войлок одного цвета вшивали в другой и в конечном счете получалось несколько арбабашей с одинаковыми рисунками, но разного цвета. Шов между узорами закрывали белой тесьмой. Узор в большинстве случаев растительного типа. Раньше арбабаш обязательно давали в приданое невесте.

Катать войлок – это и ремесло, и искусство, подвластное не каждому. Умелые руки катают тонкие слои войлока, обернутые в продолговатую циновку. Кажется, что всё просто, а на самом деле без мастерства и опыта ничего не выйдет. Чтобы работа шла быстрее и веселее, собирались большой компанией. И, конечно, пели и играли на национальных инструментах. Сегодня нам показывают, как это происходило. Местный ансамбль «Акаро» подбадривает мастериц песнями и танцами. Про что поют? Про любовь, родину, семью, урожай, хлеб…

Мастерицы поясняют, что вой­лок делается из овечьей шерсти. Сначала ее нужно тщательно промыть, обезжирить, вычесать, потом выкладывают шерсть на мешковину. Слои должны быть тонкими, но всё зависит от вида будущего изделия. Если для ковра, то слои плотные. У нас будет бурка белая, парадновыходная, и шерсть укладываем в четыре слоя.

Женщины села Сиух в свое время занимались войлоком, и было ремесло одним из самых распространенных в Дагестане. Ученые говорят, что ткачество на территории нашей республики известно с мезолита (X–V тыс. до н.э.) и получило развитие в последующие эпохи (неолит – VIII–III тыс. до н.э., энеолит – IV–III тыс. до н.э. и т.д.), о чем свидетельствуют отпечатки фрагментов простейших тканей на керамических черепках, костяные и каменные пряслица для веретена, детали, части ткацкого станка.

Наши предки верили, что оберегать от сглаза нужно не только человека, но и ремесло, придумали массу хитростей. Срабатывали они или нет, доподлинно неизвестно, но на всякий случай соблюдали и передавали ритуалы вместе с ремеслом по наследству. Женщины рассказывают, что мастерицы в аварских селениях хранили гребень для счесывания в темном месте с волокнами шерсти между зубьями. В селах Южного Дагестана на гребень лили воду так, чтобы ее струйки проходили между зубьями, а рабочее место опрыскивали овечьим молоком. Лакцы разбивали на нем яйцо. Левашинцы прежде чем приступить к изготовлению войлока, раскидывали кусочки лепешки, мяса, курдюка, и местная детвора собирала все это и тут же ела. Агульцы вбивали в землю деревянные колышки, а цахуры – железные гвозди и перед работой обереги собирали. Андийцы перед тем, как разложить шерсть на подстилке, втыкали по ее краям булавки, лезгины же посыпали зерном, хлебными крошками и ждали, пока на них слетятся птицы.

Можно всему этому верить или не верить, но ремесло все же дошло до наших дней, пусть и занимаются им сегодня не повсеместно. Оно и понятно – каждому времени свои промыслы. Но старожилы села еще помнят, как в годы Великой Отечественной войны из Сиуха на фронт отправляли бурки, обувь, вязаные шерстяные носки…

Автор Малика Курбанова. Газета “Дагестанская правда”