Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Открытие выставки «Халилбек Мусаясул. 100 лет эмиграции»

Открытие выставки «Халилбек Мусаясул. 100 лет эмиграции»

В Культурно-выставочном центре Нацмузея РД открылась выставка, посвящённая творчеству одного из первых художников Дагестана, оказавшегося в вынужденной эмиграции в расцвете лет Халил - Бека Мусаясул.


На выставке представлены картины известного живописца разных периодов творчества из собраний Национального музея РД им.А.Тахо-Годи и Фонда культурного наследия художника Халил-Бека Мусаясул.


Экспозицию  дополнил и фотодокументальный материал, раскрывающий самые разные периоды жизни художника.


На открытии присутствовали деятели науки и культуры, представители общественных организаций, родственники и почитатели творчества художника. 


Генеральный директор Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи Пахрудин Магомедов отметил, что в начале прошлого года музей заключил соглашение с Фондом культурного наследия  Халил-Бека Мусаясул о временном хранении, изучении и популяризации его творческого наследия.


- На протяжении года куратором проекта Джамилей Дагировой велась серьёзная исследовательская работа по изучению творчества художника и подготовка к выставке, - сказал Пахрудин Омарович.


- Халил - Бек Мусаясул (1897-1949) получил прекрасное художественное образование, сложился как личность и художник в двух Россиях – царской и советской. Вся его жизнь, все устремления  были обращены к искусству – от первых самостоятельных опытов рисования, поощряемых большим мастером Исмаилом Абакаровым из Шулани, родными и близкими, учебы в  Тифлисском училище живописи «Кавказского общества поощрения изящных искусств», Саратовском Боголюбовском художественном училище, до работы в сатирических и литературно-художественных журналах в Азербайджане и Дагестане («Молла Насреддин», «Калнийет» «Барабан», «Танг Чолпан») и преподавания рисования и др., - рассказывала замдиректора, руководитель КВЦ Джамиля Дагирова.


- В небольшом (1912-1921), но насыщенном событиями и творчеством периоде художнику выпадает уникальный шанс учиться в академии и не просто академии, а в Баварской королевской академии изобразительных искусств в Мюнхене. Возможно, именно тогда и была предопределена судьба художника, - рассказывала она.-Возможно, именно тогда и была предопределена судьба художника и человека. Семнадцатилетний горский юноша оказался в центре Европы и мечтал лишь об одном – стать большим художником. Но обстоятельства предопределили его судьбу. Первая мировая война прервала обучение (Халил - Бек проучился лишь год – с 1913 по 1914). Перемены в стране и новый социальный общественный порядок не представлялись художнику возможными для свободного существования и творчества. Однажды вкусив прекрасного, поняв, что художнику необходимо быть свободным, Мусаев воспользовался плодами Раппальского мира между Германией и Россией и вернулся в Мюнхен для продолжения учебы в академии. Это был 1921 год. Больше на родину художник не возвращался.

С этого момента, по сути, вся живопись, тексты, книги, поступки так или иначе связаны с мыслью о невозможности жить на родной земле. Не по своей воле художник становится эмигрантом, невозвращенцем, диссидентом, ностальгирующим скитальцем.

Его творчество и имя оказались в «забытьи», в «эмиграции». В советские годы его имя было под запретом, а о немногочисленных работах в дагестанских музеях и их показе нельзя было даже упоминать.

Возвращение доброго имени, открытие его для многих поколений дагестанцев случилось лишь в 1999 году. Родственникам Халил - Бека, племянникам Магомеду и Омару Мусаевым, удалось через 25 лет с начала налаживания контактов с Мелани перевезти из США в Дагестан более ста живописных и графических работ художника, его личные вещи, документы и дневники. Но по ряду причин работы «залегли» в семье на долгие 20 лет, художник снова не по своей оказался в «эмиграции». Все эти годы у зрителя не было возможности соприкоснуться с его творчеством(за исключением ряда публикаций и двух краткосрочных выставок)

Национальный музей Дагестана понимает важность популяризации творчества Халил - Бек Мусаясул- фигуры национального масштаба. Серия длительных переговоров с родственниками художника привели к тому, что в начале 2020 года было заключено соглашение между Фондом Х. Мусаясул и музеем о временном хранении, изучении и популяризации его творческого наследия. 

В перечне мероприятий о сотрудничестве - тематические выставки, экспозиции, научно-исследовательская работа, публикации и лекции. Первым крупным мероприятием является выставка «ХАЛИЛ БЕК МУСАЯСУЛ. 100 лет эмиграции», параллельно с которой будут проводиться научная атрибуция и описание работ. 

Выставка возвращает картины художника представителям всех поколений дагестанцев. С нее начнется долгожданный путь художника и человека домой. Конец эмиграции.

В основе концепции проекта показ не просто ретроспективы, а знакомство с художником и его эпохой. Основные разделы выставки – это экспозиция произведений художника из собрания фонда и музея, датируемых 1917-1949 годами, раздел книжной и журнальной графики, фото – информационное и библиографическое приложения.

Экспозиция работ коллекции Фонда культурного наследия художника Халил - Бек Мусаясул состоит из 93 произведений живописи, графики и книжной иллюстрации. Хронологически, тематически и жанрово работы разбросаны – это портреты, пейзажи, сюжетные композиции. Отдельно можно рассматривать серию, созданную в последние годы жизни художника (1946-1949), серию мужских портретов периода второго переезда в Европу, отдельно и наиболее цельно выступает серия графических работ – иллюстраций к книге «Страна последних рыцарей», созданных в 1934-1936 гг.

В экспозицию включены также все произведения из фондов Национального музея – 11 произведений живописи и графики, созданных в «дагестанский период» (1917-1920). Среди них серия мужских графических портретов и несколько ярких и самобытных жанровых композиций – сценок, отсылающих к доброй, мирной и задорной жизни горцев.

Учитывая, что выставка ретроспективная и носит мемориальный характер, экспозиция составлена из шести крупных тем, охватывающих все значимые для Халилбека события жизни: «Родина», «Ближний круг», «Кавказская война», «Эмиграция» «Женские портреты», «Страна последних рыцарей». Также в экспозицию вошли небольшие пейзажи, столь не характерные для художника, но написанные, возможно, по настроению или на заказ в Египте, Франции, Испании, США в разные годы.

Раздел книжной и журнальной графики художника представлен как в оригинале, так и в репродукциях. Нами подготовлены репродукционные стенды с иллюстрациями Мусаясул, выполненные им для журнала «Танг Чолпан» (август 1917 – сентябрь 1918) , к поэме М. Чаринова «Гаджияв и Габибат» (1919), обложка редкой книги осетинского писателя эмиграции Ахмеда Цаликова «Песнь Ашуга»(1928) В оригинале представлены 20 из 26 иллюстраций к книге «Страна последних рыцарей».

В приложении посетитель может познакомиться со следующей информацией:

биографией художника; аннотацией к произведениям; аннотацией к биографическим и творческим периодам; цитатами из книги «Страна последних рыцарей»; цитатами из книги Ю. Слезкина «Столовая гора»; цитатами-фрагментами воспоминаний современников о художнике, статей в зарубежной прессе; фрагментами писем и дневниковых записей Х. Мусаясул; фотогалерея, посвященная семье, жизни Х. Мусаясул.

При выставке будет работать библиотека, где собраны все доступные книги, сборники, каталоги, статьи в журналах и газетах, посвященные художнику. 

В будущем музей планирует создание постоянно действующей институции – научно-выставочного центра Х. Мусаева , который позволит плодотворно решать задачи изучения, экспонирования и популяризации творческого наследия Х. Мусаясула,- рассказала гостям автор и куратор проекта, замдиректора Национального музея Дагестана Джамиля Дагирова.