Халилбек Мусаясул. 100 лет эмиграции.
Автор и куратор проекта Джамиля Дагирова.
Мусаев Халилбек Исрапилович |Халилбек Мусаясул|
живопись, станковая и книжная графика
16 марта 1894 (1896, 1897), с. Тлярош, Дагестан – 1949, Бетлехем, США.
По дате рождения художника существует 3 версии:
1. Согласно паспорту, выданному Мусаеву в 1913, он родился 20 марта 1897, такая же запись стоит и в его иранском паспорте;
2. В «Краткой записке о службе Тлейсерухского наиба Гунибскаго округа капитана милиции Исрафила Магомы Мусаева» от 8 октября 1897 года у наиба указаны шестеро детей (четыре сына и две дочери), в их числе «… сын Халил, родившийся 16 марта 1894 года» (сведения историка П. И. Тахнаевой);
3. На могильной плите указаны даты 1896–1949.
Первый представитель народностей Дагестана, получивший профессиональное художественное образование ещё до революции.
В 1912–1913 учился в Тифлисском училище живописи «Кавказского общества поощрения изящных искусств» (КОПИ). Будучи учеником художественной школы сотрудничал с издававшимся в Тифлисе для Азербайджана сатирическим журналом «Молла Насреддин» (1913), издавался в бакинских сатирических журналах «Калнийет» (издатель Сеид Гусейн, редактор Г. Гасымов) и русскоязычном «Барабане» (издатели И. Ашурбейли и Б. Шахтахтинский, редактор А. Азимзаде).
После окончания училища в 1913г., по совету Д. Мамедкулизаде и своего учителя О. Шмерлинга, поступает в Баварскую королевскую академию изобразительных искусств в Мюнхене (частичное финансирование обучения художника шло от нефтепромышленника и мецената Г. З. Тагиева и редакции «Моллы Насреддина»), обучается в классе живописи Габриэля фон Хакля. Во время Первой Мировой войны интернирован на родину, по дороге домой в декабре 1914 г. остановился в Саратове, где год проучился в Боголюбовском рисовальном училище (филиал Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Санкт-Петербург). Устроившись в Красный Крест, к 1915–1916 из Саратова попадает на Кавказский театр военных действий (Турция), «помощником командира санитарного батальона» (со слов самого художника).
Возвращается в Дагестан через Тифлис, Кутаиси. В 1916 живёт в с. Чох.
В 1917 приехал в Темир-Хан-Шуру, где работал художником-оформителем в типографии М. М. Мавраева, преподавал изобразительное искусство в реальном училище. С 1917 иллюстрировал «театральный и литературно-учебно-воспитательный» журнал «Танг-Чолпан (Утренняя звезда)»; первые десять номеров журнала оформлял сам, остальные – совместно с Е. Е. Лансере, приехавшим в Дагестан в том же году. На обложке первого номера был помещён его рисунок «Шамиль со своими мюридами» (подписан «Мussaef»).
В 1919, в период проживания во Владикавказе, знакомится с писателями Ю. Слёзкиным (впоследствии художник станет прототипом главного героя романа «Столовая гора») и М. Булгаковым.
В 1920 назначен заведующим отделом внешнего образования и искусств Народного комиссариата просвещения Дагестана (по рекомендации С. Габиева).
В начале 1921 г. находится в Баку для получения паспорта для выезда в Германию ( путь – Баку-Тифлис-Самсун-Стамбул-Варна-Мюнхен), для продолжения учёбы в Баварской королевской академии изобразительных искусств (Мюнхен), учился у Германа Гробера и академика Хуго Хаберманна, не долгое время - стипендиат Закавказского краевого комитета ВКП(б). Окончил академию в 1926г.
После завершения учёбы остаётся в Германии.
В 1928 г. в Стамбуле выполнил эскизы, иллюстрации и предпринял попытку издать отдельной книгой рассказ для детей «Песнь ашуга» Ахмеда Цаликова (не опубликовано).
В 1929 -1930 г.посетил Египет.
В 1930 получил гражданство Персии.
Принят в цех немецких художников «Мюнхенское товарищество художников».
В 1933–1945 проживал на территории Германии (Мюнхен). В этот период проводит ряд персональных выставок в «Доме немецкого искусства» (Мюнхен).
В 1939 г. женился на поэтессе и журналистке баронессе Оливии Мелани Юлии фон Нагель.
С 1941 г. в составе эмигрантской «Северокавказской национальной комиссии» (с 1944 г. переименованной в «Национальный комитет Северного Кавказа») помогает советским военнопленным в концлагерях.
В 1944 г. квартира художника сгорела во время бомбёжки Мюнхена. Семья вынуждена переехать в поселок Амбах на озере Химзее , южнее Мюнхена (с 1945 г.территория оказывается в американской зоне оккупации).
В 1945 - 1947 г. семья переехала на постоянное местожительство в США, занимается живописью. Продолжает благотворительную деятельность, которая заключалась в передаче списков (до 30–90 человек) интернированных в Германии кавказцев, состоятельным лицам (обычно землякам) в США, с целью обеспечить необходимые для переезда специальные рабочие контракты.
В 1949 г. от сердечной болезни скончался в госпитале города Бетлехем штата Коннектикут, США.
Произведения хранятся в ДМИИ им П. Гамзатовой, НМ РД им. А.Тахо-Годи (Махачкала), в частных собраниях, архиве семьи Мусаевых (Дагестан)