Старинное здание исторического музея в Буйнакске по праву можно назвать одним из самых красивых в городе. А чтобы описать всю его историю, наверное, нужно написать книгу – так много удивительного происходило в его стенах. В пору моего детства здание было заброшено, а некогда аккуратный палисадник разросся и напоминал нам, детям, диковинный лес. Опасный, немного жуткий, но притягательный. Мальчишки лазили через забор и время от времени находили там отбитые у скульптур конечности, а потом пугали нас разбитой кистью какой-нибудь гипсовой красавицы…
Потом у здания начался новый этап. В него вдохнул жизнь удивительный человек – художник, философ, фронтовик Магомед Дугричилов. Помогал ему народный учитель СССР Булач Гаджиев. Эти два великих деятеля, сподвижника вновь подарили городу музей, настоящий культурный центр.
Когда Магомеда Муртазалиевича и Булача Имадутдиновича не стало, признаюсь, я думала, что и музей вновь уйдет в небытие. Но генетика – великая сила. На смену отцу пришел сын – Микаил Дугричилов. Человек, столь же беззаветно и безоглядно влюбленный в историю своего города.
Микаил Магомедович чем-то напоминает мне Дон Кихота. Только не воюющего с ветряными мельницами, а уже немного уставшего, ироничного, понимающего всю тщетность и бренность этого мира. Но стоит ему увидеть нечто прекрасное, как глаза загораются восторженным донкихотовским блеском. И он, как одержимый, начинает работать над тем, чтобы явить это прекрасное миру, напоить из чаши познания страждущих, наполнить души, погрязшие в житейских проблемах, эликсиром света и любви. Он ищет талант, и как опытный ювелир придает сырому минералу яркую огранку. Художники и поэты, музыканты и лицедеи – для них двери музея открыты всегда. Это их дом. Потому что музей Дугричилова (так называют его буйнакцы) не замершее в стазисе воспоминание о былом, а живой организм, генерирующий и транслирующий волны духовности.
Совсем недавно в Буйнакском историко-краеведческом музее состоялась выставка самобытной художницы Шаганэ Улакаевой – еще одного «открытия» Микаила Магомедовича.
Художница родом из поселка Сабнова Дербентского района, но волею судьбы попавшая в Буйнакск.
На стенах – всего десятка два картин. Но каких! Они словно светятся экспрессией. Насыщенные, неземные краски лунных пейзажей Шаганэ завораживают, притягивают, держат в плену. Смотришь на саму художницу и удивляешься: как в столь хрупком теле умещаются столь бурные бушующие эмоции?
В семье Улакаевых все талантливы. Отец – резчик по камню, работал главным художником на ковровом комбинате, дядя – резчик по дереву, брат делает лепнину. А вот в роду матери – все медики. Поэтому изначально девушка получила медицинское образование и служила в медроте воинской части. Однако потом отцовские гены взяли верх, рука потянулась к кисти и Шаганэ начала писать картины.
– Я самоучка. Но дом наш всегда был настолько пропитан живописью, что мне оставалось просто настроиться на эту волну и плыть по течению, – говорит художница. – Люблю работать гуашью, которая дает бархатистость рисунку. Акрил помогает выразить форму, масло – передать настроение. А любимое направление – абстракция. Все выставленные на вернисаже картины полуабстрактны. Основная цель выставки – привлечь детей к творчеству, чтобы они развивались духовно. Я сама мама – у меня трое сыновей и вижу, что духовность уходит на задний план. Искусство заменяют технологии.
Шаганэ развивает не только своих детей. Уже 5 лет она ведёт кружок рисования для малышей, а по вечерам у нее курсы для взрослых. Ведь творчеству тоже все возрасты покорны. И желающих приобщиться к миру изобразительного искусства немало, поэтому совсем скоро она планирует открыть свою студию.
На вопрос: «Долго ли готовилась к выставке и почему в ней так доминирует лунная тематика?» – отвечает, что работала достаточно долго. Свои лунные пейзажи создавала под настроение. Почему лунные работы? Луна – символ женского начала.
Имя Шаганэ не псевдоним. У нее арабо-турецкие корни и столь поэтичное персидское имя, которое правильно звучит как «Шаханэ», дали родители. А переводится оно как «прекрасная».
На открытии выставки было очень много молодежи – школьников, студентов. В камерной, уютной обстановке звучали музыкальные композиции воспитанников музыкальной школы. И каждый присутствующий получал не сравнимое ни с чем эстетическое удовольствие от этого духовного симбиоза нот и красок. Микаил Дугричилов, словно гриновский сказочник Эгль, внушал нам, как Ассоли, что впереди всех ждет чудо.
И чудо произошло! Шаганэ принесла в дар музею ковер, который в 1948 году выткала ее бабушка с сестрами к своей свадьбе. На ковре – сумахе – свадебные орнаменты (джанжир сумах), символизирующие свадебное застолье, которое длилось 7 дней. И у каждого дня имелось свое предназначение. Раньше нашим девушкам несвойственно было передавать эмоции словами – они рассказывали о своих чувствах в коврах. Так что ковер можно воспринимать как зашифрованное послание. И эту бесценную семейную реликвию художница просто подарила музею. Теперь ковром будут любоваться не только ее семья, а все посетители музея.
Источник "Дагестанская правда".
Автор Сабина Исрапилова.