Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Новые технологии в музее

Новые технологии в музее

Цифровые технологии приходят в музеи, библиотеки, концертные залы. Сделать культурное наследие современным, доступным для всех – одна из главных целей нацпроекта «Культура».

Сегодня дагестанские музеи активно используют новые технологии для демонстрации своих музейных коллекций и выставочных проектов. Так, в рамках нацпроекта технологичная база Национального музея РД им. А. Тахо-Годи пополнилась 14 интерактивными столами. Это оборудование – отличный помощник во время экскурсий, поскольку в нем собрана вся история нашего края. Погрузиться в ту или иную эпоху, узнать больше об уникальных экспонатах, представленных в музее, теперь можно в один клик.

Цагур – часть истории

В каждом экспозиционном зале представлен один интерактивный экран, оснащённый подробной информацией об экспонатах. Здесь собраны материалы с древнейших времен до наших дней, богатейшая этнографическая коллекция музея конца XIX – начала ХХ веков о национальных костюмах разных народов Дагестана, ювелирных украшениях, а также предметах декларативно-прикладного искусства: домашней утвари, коврах, керамической и медночеканной посуде и других
экспонатах.

Порой встречаются такие предметы быта, что они и не предметы вовсе, а настоящая головоломка. С цагуром тоже не всё так просто. Это с виду он деревянная стена-перегородка, разделяющая кунацкую от хозяйственной части. А послушаешь этнографов, так стена и часть истории, домовая книга семьи, тухума, села.

В музее хранится такой, пришёл из XIX века. Длиной 7 метров, высотой почти 2,5. Главный хранитель музея Заира Кильдеева рассказывает, что цагур был привезен из очередной экспедиции в 1968 году из селения Мачада тогда еще Советского района, ныне Шамильского.

Нарядные резные узоры на деревянном цагуре напоминают минарет, солнце, другие космические тела. Каждый воспримет и увидит их по-своему, потому что это искусство, а оно гибко. Резьба по дереву, как мы знаем, древнейший вид искусства, который является очень важным носителем истории, культуры многих народов, отражает богатые национальные традиции.

– Первые исследования по художественной обработке дерева у дагестанцев появились в конце XIX – начале ХХ веков, – рассказывает Заира Гашимовна. – Это удивительные произведения дагестанских резчиков по дереву, сохранившиеся в мечетях и музеях, воплощение лучших традиций народного художественного ремесла. Орнамент и форма одних памятников имеют явную связь с древними языческими традициями, другие – христианского и мусульманского периодов Средневековья. В целом в деревянной резьбе четко выделяются три орнамента. У аварцев – геометрический, у кубачинцев распространен растительный орнамент «мархарай», у табасаранцев и агульцев – ленточно-плетёночный узор, пришедший к нам в средние века из Армении и Грузии.

Важным элементом внутренней архитектуры горского жилища была деревянная стена, которая разделяла жилую часть от хозяйственной.

– Обратите внимание на центральную часть, напоминающую древо, – символ жизни, изобилия, пассивность, неподвижность, богато украшенную крупной резьбой с солярными знаками в виде спиралей, ромбов, зигзагообразных линий. Цагур покрыт несимметричным орнаментом, элементы которого восходят к глубокой древности, и этим узорам придают особое значение, они – обереги, предназначенные для защиты дома от дурного глаза, – продолжает экскурс в историю хранитель музея.

Цагур, помимо прочего, служил еще и домовой книгой. В центре его есть отметки с указанием даты рождения и смерти. И сегодня, как и прежде, он увешан предметами домашнего обихода. Бедные люди пользовались утварью самодельной или кустарного производства. Чаще встречалась деревянная и глиняная (керамическая) посуда, разнообразная по форме, размеру, отделке и назначению. Например, для обработки небольшого количества зерна в каждом хозяйстве имелось ручное приспособление. Так, для обдирки крупы применяли деревянные ступы, одинаковые по форме как на равнинных, так и в предгорных районах республики. А для помола зерна и кукурузы пользовались ручными мельницами.

Подарок для императора

Прочитать и послушать, просто коснувшись экрана, можно и про кинжал, специально изготовленный в подарок для российского императора Александра II.

На клинке с одной стороны имеется надпись: «Его Императорское Высочество Наследникъ Цесаревичъ Великiй Князь Александръ Николаевичь».

На обратной стороне: «Городъ Шамаха. Августа 1 дня 1850 г. ГаврiилъбекъТерсшепановъ». В центре изображен орел, терзающий льва, и птицы, клюющие змею. Клинок поступил в музей из Московского главного музейного фонда в составе коллекции князя А. И. Барятинского.

– С 12 сентября по 28 октября 1850 года цесаревич Александр Николаевич находился в путешествии по Кавказу с тем, чтобы «не только ознакомиться с богатствами природы и разнородным составом населения этого отдаленного края, но и благодарить войска, в нем находящиеся, за трудную и боевую их службу». Цесаревич начал путешествие с Тамани, проехал по Черноморской кордонной линии, побывал на Кавказских Минеральных Водах, а потом по Военно-грузинской дороге направился в Тифлис, заложив по пути в Дарьяльском ущелье каменный мост через Терек, – рассказывает заместитель директора Национального музея РД Хаджи-Мурад Доного. – 29 сентября цесаревич оставил гостеприимный Тифлис, вполне довольный приемом, сам очаровав всех и каждого в древней столице Грузии. В дальнейшем следовании по Закавказью Александр Николаевич посетил именитых местных вельмож в их поместьях, а в Кутаиси принимал владетелей Абхазии, Мингрелии и Сванетии. Перевалив через Сурам, он осмотрел Ахалцых, укрепления которого показывал ему участвовавший во взятии этой крепости генерал князь Бебутов.

Доехав до крайнего пограничного пункта в Александрополе, остановился в Эчмиадзине, где его со всеми почестями встречал патриарх – католикос всех армян, и в Эривани принимал Азис-хана, чрезвычайного посла, приветствовавшего его от имени персидского шаха. Затем цесаревич направился через Елизаветполь в Баку. В пути была сделана остановка в Шамахе, где наследнику был подарен кинжал работы мастера Гавриилбека Терсшепанова. Дата на клинке – 1 августа 1850 года – скорее всего, символизирует дату окончания работы мастера над кинжалом. Роскошная надпись на клинке, выполненная в технике «насечка золотом по металлу», напоминает о первом путешествии цесаревича на Кавказ, пребывании его в Шамахе. Здесь же он лично одобрил место закладки православной церкви, строительство которой было завершено к августу следующего года. Затем, следуя вдоль берега Каспийского моря, наследник проехал через Дербент на левый фланг Кавказской линии. Поездка по Кавказу будущего императора стала примечательной еще и тем, что в предместье реки Рошни цесаревич участвовал в стычке с чеченцами, за что был награжден орденом Святого Георгия.

Впоследствии кинжал был подарен императором Александром II князю Барятинскому, возможно, в год назначения последнего наместником Кавказа (1856). Кинжал пополнил и без того богатейшую коллекцию Барятинских.

Напомним, что реформы Александра II называют великими: отмена крепостного права (1861), судебная реформа (1863), реформа образования (1864), земская реформа (1864), военная реформа (1874). Преобразования затронули все сферы деятельности российского общества.

Новые технологии дают новые возможности. За годы реализации национального проекта «Культура» цифровым оборудованием также были оснащены Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой и Дербентский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. В этом году работа по цифровизации музейного пространства будет продолжена.