Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Ворсовые и безворсовые

Ворсовые и безворсовые

 

Мир дагестанских ковров насыщен растительными орнаментами и стилизованными изображениями людей, птиц, животных. А перво-наперво ковроделие в Дагестане существовало в виде циновок, изготавливающихся из тростника, позднее из нитей растительного происхождения (лён, конопля), затем, с развитием овцеводства, из шерсти.

В Какашуринском историко-краеведческом музее (Карабудахкентский район) хранятся старинный ковроткацкий станок и ковры. Историю его рассказала заведующая музеем Айханум Насрутдинова. Искусство ручного изготовления ковра, как и многие другие ремёсла в Дагестане, передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, при этом у каждого народа был свой узнаваемый почерк. Мастерицы оттачивали навыки и совершенствовали узоры и композицию орнамента. И каждый ковёр становился чем-то вроде отдельного мира.

Но не каждая могла похвастать отличной работой. Процесс изготовления ковра требовал от ковровщиц тонкого вкуса, индивидуального мастерства, терпения и усидчивости. И только опытные мастерицы не обращали взгляд к техническому рисунку – они ткали узоры по памяти, впрочем, как и сейчас в некоторых районах Дагестана.

– Чтобы сделать ковёр, для начала готовили основу: плотные нити туго и тесно натягивали на раму параллельно друг другу. Затем начиналась основная работа. Специальным крючком женщины завязывали вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Когда заканчивался ряд, его прессовали специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезали большими ножницами. Таким образом, образовывался определённой глубины ворс. Но прежде чем ткать узоры, нужно было приготовить основу основ – нити, а процесс этот был весьма трудоёмкий. Мастерицы отбирали самую лучшую шерсть, отмывали, сушили, перебирали и переходили к самому ответственному этапу – шерсть надо было хорошо расчесать, – рассказывает Айханум Насрутдинова и демонстрирует другой многолетний экспонат – железный гребень. – Наши прабабушки окрашивали шерсть натуральными красителями в разные цвета и оттенки.

Найти в наши дни шерсть, окрашенную по старинной технологии, большая удача. Природа Южного Дагестана издавна снабжала мастериц естественными красителями. Ещё в XII веке Дербент славился красками, добываемыми из трав, кустарников, деревьев, окрашивающими пряжу в яркие насыщенные цвета.

Каждый ковёр уникален по технике исполнения, в них опыт многих поколений мастериц, а сколько труда вложено в каждый ковёр, сколько мыслей в нём соткано. Будущее дагестанского ковроткаческого искусства зависит от заинтересованности молодого поколения ремеслом предков. И это не фигура речи, это реальность.

 

Источник «Дагестанская правда».

Автор Малика Курбанова.