Что давали в приданое мужчине и какой предмет домашней утвари отвечал за статусность жениха? Ответы, на первый взгляд, на необычные вопросы мы искали в Гунибском районе.
С Великой Отечественной войны вернулся домой Умма Амиров. Решили его женить. Сосватали невесту и поехали за ней в селение Ругуджа. Два двоюродных брата его Джахбар и Джаппар прискакали на лошадях в Гуниб, взяли котёл и всю дорогу от Гуниба до Ругуджа везли посудину, держа её между лошадьми. Пока котёл с пловом не доставили, свадебную процессию в дом невесты не запускали. Танцевали, пели, но в дом ни ногой. Конечно, кто же отдаст невесту без котла?! Эту невыдуманную историю рассказала заведующая Гунибским историко-краеведческим музеем (филиал Национального музея Дагестана) Патимат Алискандиева. Сегодня тот самый котёл – музейный экспонат.
– Котлы у нас в музее самых разных форм и конструкций: цилиндрической формы, формы усечённого конуса, овальные, подвесные. Учёные предполагают, что искусство изготовления бронзовых котлов пришло в Кубачи из Хорасана – области, расположенной на северо-востоке Ирана. Однако нельзя утверждать, что местные литейщики полностью копировали формы иранских котлов. Чаще всего они добавляли детали, меняли форму борта и придумывали новые изображения, украшавшие изделия. Вскоре литьё котлов стало одним из самых востребованных ремёсел среди кубачинских мастеров и дожило до середины 1970-х годов. Периодом его расцвета считаются XIII–XV века – тогда кубачинцы достигли совершенства как в производстве, так и в декорировании бронзовых изделий. Котлы закрытого типа имели шаровидную форму и отличались богатым узором, – рассказывает Патимат Алискандиева.