Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Здесь звучали Глинка, Даргомыжский…

Здесь звучали Глинка, Даргомыжский…

Говорят, что мелодичная музыка из стен крепости лилась по всему аулу, что было совсем непривычно для слуха горца. Заглянем в XIX век. Гуниб. Дом-крепость. Звучит пианино…

История самого дома началась после окончания Кавказской войны. Русские войска начали строить крепость в Гунибе с двумя воротами: верхние – ворота Шамиля, нижние – ворота Барятинского. А известный хирург Николай Пирогов, который служил на Кавказе, рекомендовал сыну императора Александра II, великому князю Павлу Романову, лечиться именно в Гунибе со словами: «Его даже лечить не нужно, ему просто надо жить в Гунибе».

И в 1862 году в ауле начали строить двухэтажный дом на европейский манер, стены были двухметровой толщины. Мебель, посуду и всё прочее доставили из Петербурга. После революции в здании располагалась больница, а во время Великой Отечественной войны в нём размещался госпиталь, куда привозили на реабилитацию выздоравливающих после ранения красноармейцев. С 1975 по 1985 годы здесь располагались РОВД и районные учреждения, а потом здание было передано в ведение управления образования района, сегодня в нём два зала занимает Пенсионный фонд, а десять пустуют. Планируется реставрация здания.

Мы уже рассказывали историю жизни в Гунибе писательницы Ольги Форш. Из окна своего дома, висящего над пропастью, маленькая Ольга видела и скалу Спящая красавица, и реку Кара-Койсу, и хребет Турчи-Даг, где некогда был разбит Надир-шах. Прогулки в берёзовом лесу, журчание чистой, как слеза, речушки, крепостные стены с башнями и бойницами, оклики часовых, голубые восходы и оранжевые закаты – всё это оставило яркий след в душе девочки. В этом же доме жила и семья Кармалиных. Генерал Николай Кармалин прибыл вместе с супругой, оперной певицей Любовью Ивановной.

Директор Гунибского историко-краеведческого музея (филиал Национального музея РД им. А. Тахо-Годи) Патимат Алискандиева рассказывает о жизни известной в светских кругах России XIX века певицы, собирательнице народных песен, в том числе песен народов Дагестана. Она была ученицей корифеев русской музыки Глинки, Даргомыжского, дружила с композиторами «Могучей кучки» – Балакиревым, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Бородиным и Кюи. В 1856 году Любовь Кармалина выступила в двух публичных концертах. В том же году уехала во Флоренцию, где совершенствовалась в пении, и вскоре стала выступать на эстраде как пианистка и певица. Исполняла арии из опер итальянских и французских композиторов, а также романсы Глинки и Даргомыжского.

С её появлением в крепости началась другая жизнь. Этот отпечаток светскости сохранился в Гунибе, и великая русская культура прижилась здесь больше, чем где-либо в горах Дагестана. Фотографии, картины, предметы быта, мебель, представленные в музее, открывают не известные для многих страницы истории. Здесь же и пианино, на котором играла певица.

– Благодаря уникальной природе, климату, воцарившейся безопасности Гунибская крепость привлекала русскую интеллигенцию: художников, учёных, путешественников. Сосланные на Кавказ дворяне также старались попасть на службу в Гуниб, – рассказывает Патимат Алискандиева. – Чёрное германское пианино связывают с пребыванием в Гунибе Любови Кармалиной, урождённой Беленицыной, жены начальника военного округа Николая Николаевича Кармалина. Она родилась в дворянской семье в Гатчине, училась в Екатерининском институте в Петербурге, где обучалась игре на фортепиано и пению. Несколько лет Любовь Ивановна совершенствовала искусство пения в Италии. В её репертуаре были главным образом произведения композиторов – членов «Могучей кучки». Прибыв в Гуниб вместе с мужем, она перенесла сюда и особенную атмосферу питерских музыкальных салонов.

В 1873 году в письме, адресованном Балакиреву, Кармалина писала:

«Милый Алексеевич! Прошу Вас возвратить мне мои лезгинские мелодии – я хочу их проверить: завтра днём у меня будут поющие лезгины в 5 часов. Конечно, если бы Вы вздумали прийти, то были бы, как и всегда для меня, самым дорогим гостем. Но смею ли на это рассчитывать? И потому ожидаю сама внизу ответа, когда Вы мне возвратите и мелодии, и русский перевод».

Композитор А. С. Даргомыжский обращался в письме к Кармалиной воспоминаниями:

«Помните ли вы вечера у Глинки? Как мы заставили его плакать над дуэтом из «Русалки?» Помните, с каким ревнивым чувством слушал он игранную нами увертюру, хоры?».

Также он писал: «Видеть и слушать таких дивных исполнительниц моей музыки, как Вы, было для меня необходимостью, давало новую силу моему творчеству».

«Слышать её мало: её надобно слышать и видеть, – писал композитор А. Серов. – Вся музыкальность её души передаётся оттенками её игривой физиономии, фантастически-воздушной и неуловимой в очертаниях; как в её логике есть всегда что-то пленительно-грустное, так и в голосе её слышится постоянно слеза, то явная, то затаённая».

После возвращения с Кавказа семья Кармалиных поселилась в Петербурге, а в 1887 году переехала в имение Кобрино. Любовь Ивановна умерла 21 мая 1903 года от чёрной оспы.

…Удивительно, сколько событий может быть связано, переплетено между собой и сосредоточено в одном предмете, который за своё историческое прошлое стал экспонатом.

Источник "Дагестанская правда".

Автор Малика Курбанова.