Главная / События / Вышивка с сторией

Вышивка с сторией

Солярные розетки, знаки вечности, символы плодородия, стилизованные изображения животных, знаки огня, кресты – архаичные символы, дошедшие до нас из глубины веков. Фигурки, перекликающиеся с петроглифами и женскими татуировками, орнаментом резного дерева и камня – всё это таинство хранит в себе вышивка. И до сих пор идут споры, где именно она возникла – в Кайтагском районе или в селении Гапшима Акушинского района.

Сегодня мы в селении Гапшима. Разбираемся в истории. Заведующая Акушинским историко-краеведческим музеем (филиал Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи) Зубалжат Мирзаева говорит, что более 600 уникальных работ было найдено именно в этом селении, а вышивку называют «кайтагской», потому что в Кайтагском районе её обнаружили этнографы и первыми рассказали о ней в своих научных трудах.

Старинное искусство чуть было не кануло в Лету, если бы не энтузиасты. Они в начале ХХ века взялись за возвращение забытого ремесла.

– Это были семьи Исмаиловых и Магомедовых из Гапшима. Надо отдать должное и жительницам Кайтагского района, которые с увлечением взялись за возрождение производства. А семантика многих символов всё еще полностью не разгадана, – рассказывает Зубалжат Мирзаева.

Шёлковые вышивки, изготовленные по аналогам древних и не уступающие им в художественном отношении, создаются сегодня уроженками селения Гапшима Зухрой Исмаиловой и Патимат Ситуевой. Усаживаемся на полу, как это делали наши бабушки. Натягиваем ткань на пяльцы, подбираем нити и начинаем выводить тайные символы. Техника работы такая же замысловатая, как и история самой вышивки. На создание одной работы может уйти до шести месяцев.

Её называют истинно народным видом творчества, действительно покорившим не только Россию, но и весь мир. Она стала предметом исследования для искусствоведов, музейщиков и коллекционеров. Экземпляры представлены во многих музеях страны и за рубежом.

– Чаще всего их находили в Акушинском, Кайтагском, Дахадаевском районах. Самые ранние произведения датируются XVIII веком, изучать эти вышивки стали сравнительно недавно. Как о предмете материальной культуры о них в своих трудах писали В. В. Марковин, А. А. Иванов, Д. М. Атаев и другие этнографы. Но особенно известными они стали после их описания английским исследователем Робертом Ченсинером в его труде «Кайтаг. Текстильное искусство Дагестана в 90 годах XX века», – поясняет Зубалжат Мирзаева.

По словам искусствоведа Джамили Дагировой, у Р. Ченсинера «…практически не было доказательств широкого распространения этого ремесла в местности Кайтагского района, за исключением того, что в нескольких селениях им было обнаружено небольшое количество вышивок». По логике эти вышивки должны бы именоваться как «гапшиминские», «даргинские».

Мастерицы рассказывают, что в «кайтагской» вышивке используется особенная, нигде не встречающаяся техника – шёлк и настил вприкреп. Цветные нити накладываются сверху на рисунок орнамента и прикрепляются к основе рядами горизонтальных нитей, закрепленных мелкими стежками. Многие уже знают, что «кайтагская» вышивка использовалась в качестве оберегов. Каждый знак имел значение, был талисманом. Ими традиционно накрывали люльку, когда в ней лежал ребенок. Укладывалась вышивка на продольную перекладину люльки орнаментом вниз, так как обращена она была именно к младенцу и защищала его от злых духов и сглаза.

Использовали вышивку и во время свадебных церемоний, в нее заворачивали украшения невесты, с которыми она шла в дом жениха. Вышивали обереги и на подушках. Орнаменты и композиции очень разнообразны и никогда в точности не повторяют друг друга...

Малика Курбанова.