Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
«Дагестанская мадонна. Пространство и традиции»

«Дагестанская мадонна. Пространство и традиции»

В Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока открылась выставка «Дагестанская мадонна. Пространство и традиции» из фондов Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, галереи современного искусства «Первая галерея» (г. Каспийск) и частных собраний.

Сорок произведений изобразительного и двадцать прикладного и народного искусства сорока безымянных и именитых художников Дагестана, выполненных в техниках – живопись, графика, компьютерная графика, батик, инсталляция, видео, шитье, вышивка, плетение, песни и сказания.

Проект был инициирован в 2021 году «Первой галереей». В нем приняли участие современные художники Дагестана, создавшие глубокие и разноплановые работы на тему женщины, горянки, дагестанки как особого ментального феномена на Кавказе. Эта тема давно и плодотворно волновала художников и поэтов. Тема ее силы и скрытой власти, воли и вселенского покровительства нашла отражение в известных картинах Э. Путерброта, И. Супьянова, М. Юнусилау, М. Кажлаева, А. Астемирова, Г. Конопацкой, Ж. Колесниковой и многих других. 

Проект оказался востребованным и требующим дальнейшего продолжения. Через год, он прирос "классикой", музейными раритетами, ибо без "исторического слоя" исследование темы было бы не полным. Настоящий проект включает часть работ из первой выставки, произведения 20-30-х годов прошлого века из фондов Национального музея Республики Дагестан и серией работ из коллекции галереи и частных собраний, которые удивительным образом ложатся в концепцию выставки. А ещё организаторы сочли совершенно уместным дать в параллель современным произведениям искусства предметы народного искусства и народную поэзию, сотворенные дагестанками на протяжении веков. Платки, покрывала, ковры, сумочки, перемежающиеся с картинами современных авторов и поэзией - это яркий и выразительный портрет женщины, по праву называемой Мадонной. Это ее пространство, которое формировалось веками, вплетая в него традиции красоты, вкус, ритм и краски.

Мадонна - это не только про мать и хранительницу очага, но и про волшебницу, поэтессу, художницу, мастерицу, талантливо создающей свои картины, узоры, культурные коды. Горский быт не баловал богатством художественных средств. Полотна и нити добывались тяжёлым трудом - пряжу и ткани, краски брали у трав, символы, сюжеты и орнаменты - находили в прошлом, красоту черпали у природы. Никто не принуждал плести, ткать, вязать, украшать себя - это дело личное, традиционное. Кроме ковров все имело натуральный характер, а фасон, орнамент и форма были привязаны только к конкретной местности.

Выдающийся академик архитектуры Геннадий Мовчан отмечал, что в Дагестане «столько аулов, сколько видов чохто (головной убор)». И они, такие же неповторимые и красивые, как дома.

Искусство требует жертв, об этом знали с давних времён не только горянки высоко в горах. Каждый отходник стремился привезти красивую дорогу ткань или платок своей жене. «Отрезы» были дороги и малы, а хватало их надолго и много - платье, подол, подзор, манжет, чохто. Лоскуты многократно перешивались, латались и даже имитировались (кубачинки).

При скудости тканей и фурнитур, на помощь приходили мастера-серебряники, создававшие множество подвесок, цепочек, монист, прикрашивая их стеклом, пастой, не дорогими, но символичными сердолика, гагатами, жемчугом, бирюзой. Из этого совместного творчества, вдохновления от заморских тканей и шалей Индии, Азии, Персии, Турции рождались свои, собственные новые картины мира - зилмуки, тастары, гюльмеди, сумахи, туруты, казы, маргалы, покрытые волшебными узорами, в основе которых строгая система ценностей своего аула, правила и порядки семьи.

О внутренних скрытых и параллельных мирах, тайнах и смыслах, характере и внутреннем мире мадонны выставку дополнило видео работ современных дагестанских художниц.

По замыслу организаторов выставки через артефакты и картины, видео-арт и поэзию зритель увидит на выставке очень разные времена и стили, ипостаси и образы, объединенные темой величия и красоты. Каков портрет дагестанской мадонны, почему заявлена сама тема -  зритель непременно найдет для себя ответ на выставке.

Куратор выставочного проекта заместитель директора Национального музея Дагестана им.А.Тахо - Годи Джамиля Дагирова.

Выставка будет работать до 30 мая.