Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
«Дагестанская Мадонна. Пространство и традиции».

«Дагестанская Мадонна. Пространство и традиции».

В залах Северо-Кавказского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоялось открытие выставки Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи совместно с «Первой галерей» - «Дагестанская мадонна». Пространство и традиции» .

На выставке представлены произведения дагестанских художников, осмысляющих образ дагестанской женщины в разные периоды истории, его эволюцию; фиксирующих духовную миссию и закрепленную за дагестанкой ведущую роль в социо-культурных изменениях, переживаемых дагестанским обществом.

Идея проекта принадлежит «Первой галерее» – первому на Северном Кавказе выставочному пространству, осуществлявшему проекты в области актуального искусства. Благодаря усилиям куратора и автора проекта Джамили Дагировой среди современных дагестанских художников было инициировано создание большого числа работ, посвященных горянке, дагестанке как феномену женщины невероятной внутренней силы, духа и красоты. Двойственность ее природы, проистекающая из двойственного положения женщины в дагестанском обществе – с одной стороны ограничения, объясняемые культурно-историческими, религиозными причинами, с другой стороны – скрытая власть, безграничная воля, влияние в семье и в обществе, которыми она обладает – отражена в работах Э. Путерброта, И. Супьянова, М. Кажлаева, А. Астемирова, Ж. Колесниковой. Со временем проект прирос произведениями классиков дагестанского изобразительного искусства из фондов Национального музея РД им. А. Тахо-Годи, за счет чего приобрел глубокую хронологическую перспективу, позволяющую отследить эволюцию образа дагестанской женщины из патриархального общества через советский период до наших дней. Важная роль в проекте отведена историческим раритетам, без которых художественно-антропологическое исследование было бы не полным.

Выставочный проект «Дагестанская мадонна. Пространство и традиция» представляет живописные, графические произведения, созданные в 20-80 гг. 20 века, из собрания Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, серии работ из собрания «Первой галереи», а также частных собраний, предметы декоративно-прикладного искусства, ювелирные изделия легендарной Манабы Магомедовой и ее дочери – Лейлы Изабакаровой, архивная кинохроника, видеоработы современных дагестанских художников, народная поэзия. Произведения современных и «классических» художников, дополненные уникальными, редкими по красоте аксессуарами – женскими украшениями, платками «гульмендо», сумочками, предметами быта – коврами, покрывалами, выполненными руками безымянных дагестанских мастериц – формируют пространство, наполненное феминной энергией, внутри которого легко разглядеть выразительный и яркий портрет дагестанской женщины – Мадонны – собирательный образ, соединивший идеал с высшей человечностью.

Джамиля Дагирова, куратор проекта:

«Мадонна – это не только про мать и хранительницу очага, носительницу добродетелей, но и про волшебницу, поэтессу, художницу, мастерицу, создающую свои картины, узоры, хранящую и генерирующую культурные коды. В тяжелый горский быт несла она красоту и высокую духовность: ради такой красоты добывалась тяжелым трудом пряжа, вырабатывались ткани; из трав, плодов получали натуральные краски. Символы, сюжеты, разнообразие орнаментов как отражение мироздания, мифологии и архаичного прошлого – для каждой отдельной местности свои. Скудность выбора тканей, фурнитур компенсировалась мастерами-серебряниками в изобилии изготавливавшими подвески, цепочки, мониста, щедро украшавшими их цветным стеклом, недорогими сердоликами, гагатами, жемчугом, бирюзой. Из этого совместного ремесленничества, вдохновленного заморскими – из Индии, Передней Азии, Персии, Турции – тканями формировалась локальная эстетика, в основе которой система ценностей своего аула, своей семьи. Это рассказ о быте, таланте, характере дагестанской женщины, развернутый в пространстве и во времени, который при желании можно переложить в повествование о представительнице любой народности Северного Кавказа…»

Участники проекта: Агошкина Вера, Арслангереева Асият, Ахмедова Умай Гаглоева Дзерасса, Гамзатова Диана, Джетере Елена, Изабакарова Лейла, Исаев Зайнутдин, Исмаилова Патимат, Канаева Патимат, Колесников Василий, Колесникова Жанна, Конопацкая Галина, Лаков Николай, Магомедова Манаба, Магомедова Айзанат, Магомедова Заира, Марковская Александра, Махачева Таус, Моллаев Юсуф, Моллакаев Магомед. Пшеницына Галина, Савельева Наталья. Саидудинова Халимат, Салихова Патимат, Супьянова Джавгарат. Тихилов Саид, Хаджаев Альберт, Цгоева Инесса, Шерматова Мария, Шлепнев Василий, Юнусилау Магома Каир

Выставка проходит по адресу: Никитина, 22. СКФ ГМИИ им. А. С. Пушкина.

__________________________________________

Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства, его интеграцию в международный контекст, а также на создание устойчивого интереса к актуальному искусству у широкой публики. Филиал был учрежден в 2010 году Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), с 2020 года — филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Деятельность филиала осуществляется под эгидой и при постоянной поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Основное направление работы филиала — изучение проблем и процессов современного искусства, формирование культурной политики и содействие появлению на Кавказе устойчивого слоя профессиональных художников, критиков, кураторов, а также подготовленных зрителей, включенных в смыслы и ценности современного художественного процесса, популяризация у широкой общественности идей, образов и текстов современного мирового и отечественного искусства. Филиал реализует проекты, связанные с осмыслением и современной интерпретацией национального наследия, а также поддерживает деятельность художников, работающих в поле современного искусства с актуальными для Северного Кавказа темами.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В коллекции насчитывается около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с Древнего Египта и античной Греции и заканчивая началом XXI века. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлена одна из самых известных в мире коллекций импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. В январе 2020 года по инициативе Министерства культуры в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.