Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
"Ночь Искусств. Наши традиции".

"Ночь Искусств. Наши традиции".

NoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNone

Всероссийская акция «Ночь искусств» объединила все культурные учреждения страны. Погружение в мир прекрасного, невероятные встречи, перфомансы, концерты, выставки. В России прошла десятая «Ночь искусств», приуроченная ко Дню народного единства и посвященная традициям нашей огромной страны.

Особая атмосфера царила этой ночью в Национальном музее Дагестана им.А.Тахо-Годи.

- Культура объединяет людей. В музеях посетители имеют возможность прикоснуться к нашим богатым и уникальным традициям. В фондах Национального музея Дагестана хранится около 180 тысяч экспонатов, раскрывающих разные вехи истории. Богатое культурное наследие собиралось на протяжении века, - отметил генеральный директор музея Пахрудин Магомедов.

В эту ночь музей посетили тысячи и тысячи дагестанцев и гостей города. Также праздничные мероприятия прошли в филиалах музея, распложённых в городах и районах республики. Встречи, мастер-классы, выставки… и это только часть насыщенной программы.

 

Встреча с Героем

В беседе со студентами дагестанских вузов говорили о том, как важно сегодня объединиться и верить в победу над неофашизмом и только сила духа рождает героев. На встрече с Героем России Загидом Загидовым ребят интересовал его боевой путь. Он вместе с сослуживцами участвовал в событиях в Кизляре и с. Первомайское. При обеспечении режима чрезвычайного положения в Москве лично вывел из опасной зоны 22 человека. Отличился при проведении операции по задержанию террористов, захвативших автобус с заложниками в г. Минеральные Воды. В аэропорту Махачкалы обезвредил террориста. участвовал во многих спецоперациях. Руководил операциями по задержанию организаторов и участников экстремистских групп, осуществивших вооруженное нападение и захват административных зданий Госсовета и Правительства Республики Дагестан. Особое место в боевой биографии командира дагестанского ОМОНа занимают события лета и осени 1999 года, когда на республику напали банды международных террористов.

В завершении встречи Загид Загидов еще раз напомнил ребятам, как важно в трудное для страны время – объединиться, пожелал мирного неба над головой и отметил, что Дагестан может гордиться многими своими земляками, находящимися сегодня на передовой, но патриотизм проявляется и в тылу, и для солдат очень важна моральная поддержка и вера в них.

 

Кладовая резного камня

Главное событие вечера – открытие нового зала. Гостям представили кладовую резного камня Дагестана. Уникальный образцы искусства резьбы по камню, история которого в Дагестане начинается еще с эпохи бронзы. Основная часть коллекции резного камня Национального музея Дагестана была собрана в 1922-1924 годах Орбели Иосифом Абгаровичем (советско-армянский востоковед, общественный деятель, академик, специализировавшийся на средневековой истории Закавказья и руководивший Эрмитажем в Ленинграде с 1934 по 1951 год.) и ученым, историком-кавказоведом, этнографом, археологом Расулом Магомедовым.

Вниманию гостей представлен фрагмент опорного каменного столба одного из хунзахских домов. Различные детали архитектурного декора с каллиграфическими надписями, с растительным или геометрическим орнаментом. Тимпаны и оконные комплексы с опорными колоннами из села Кубачи, декорированные плиты с сюжетными композициями, фрагменты опорных колонн и консолей, изваяния культового или архитектурного назначения.

Главный хранитель Национального музея Дагестана Заира Кильдеева рассказывала посетителям, что в ауле Кубачи и близлежащих селах в эпоху средневековья (XII–XV вв.) существовала художественная традиция резьбы по камню и эти памятники давно привлекают внимание исследователей.

- Говоря об особенностях кубачинских рельефов и условий взаимосочетания изобразительных мотивов, академик И. А. Орбели отмечал, что возможно большинство этих рельефов «когда-то были обработаны мастерами для постройки, одного, а вернее, двух выдающихся дворцов какого-то местного феодала». Вероятно, они были частью своеобразного общественного комплекса в центре Кубачи, куда входили Общественный дом, пять мечетей (в том числе Джума-мечеть и женская), христианская церковь, чиннальский дом (старейшин), древнее кубачинское кладбище, площадь Ханжилла (игровая площадь). В этом историческом узле и находилось большинство рельефов, так как не все рельефы относились именно к двум дворцам. Не все они схожи по размеру и общей стилевой направленности. Тем ни менее, сюжеты и образы, запечатленные в рельефах, несмотря на их разнообразие и богатство трактовки, составляют собственно кубачинский устойчивыйиконографический кpуг образов и сюжетов, техники резьбы и композиционного построения, - рассказала заместитель директора Национального музея Дагестана Джамиля Дагирова. Часть кубачинских камней хранятся в крупнейших музеях мира (Метрополитен, Лувр, Эрмитаж).

 

В дар музею

Дагестан издавна известен как страна многообразных и высокоразвитых художественных промыслов, страна мастеров. В эту ночь музей принимал подарки. В дар старейшему культурному учреждению республики народный художник России, мастер унцукульской орнаментальной насечки и инкрустации металлом по дереву Гамзат Газимагомедов преподнес свою работу - поставец. Изящество его изделий скрывает сложность и трудоемкость изготовления. Орнамент возникает из тысяч движений резца и ударов молоточка, вбивающего тончайшие серебряные, мельхиоровые, медные пластинки в твердую, вязкую текстуру дерева кизила или абрикоса. Унцукульская орнаментальная насечка – редкая разновидность художественного ремесла. По своей уникальности она относится к наиболее ярким видам дагестанского народного декоративно-прикладного искусства, рожденного в горах более двух веков назад. Изделия Гамзата Газимагомедова содержат орнаментированные надписи в виде коротких фраз из Корана, трактовки письма с помощью орнамента, традиционного в декоративно-прикладном искусстве. В его работах арабское декоративное письмо сохраняет свою специфичность и художественную выразительность.

 

«Планета Хамис»

А тем временем в арт-холле музея гостей ждал еще один сюрприз – выставка работ шестилетней художницы Хамис. И здесь же развернуты творческие мастерские для любителей рисования. Малыши были в восторге, а родители наблюдали со стороны за художественными способностями своих чад. Как рассказывает педагог по рисованию, куратор выставки Дина Дагирова ребёнок - человек, который прекрасно и красочно видит весь этот мир.

- Хамис находит в самой большой картине фрагмент, который вряд ли увидела бы я. И слышишь и чувствуешь при встрече с ней - доброту, трогательные слова в сторону всего того, что её окружает, внутреннюю силу и глубину, мудрость... С каждым годом в наш мир приходит все больше детей с иным уровнем мышления, и нигде это уже не воспринимается, как чудо. Это дети с расширенным сознанием, с духовным зрением на мир, с необычным внутренним знанием, - говорит Дина Дагирова. «Планета Хамис» - первая выставка Дины, как педагога и Хамис, как ученицы.

 

«Противостояние»

Окунуться в мир высокого искусства, в котором каждая работа – загадка и противостояние можно было в культурно-выставочном центре музея. Здесь проходит персональная ретроспективная выставка к юбилею художника Магомеда Дибирова «Противостояние». Его имя известно далеко за пределами республики, а творчество узнаваемо. Впервые он выставился с серией живописных работ в 1997 году. Авторскую экскурсию по выставке провел сам художник.

- Да, в каждой работе свое противостояние, конфликт, спор, но прежде всего она о мире. И все противостояния, отражённые в картинах, связаны с тем, что мы не слышим друг драга, перебиваем. Большие конфликты, будь то бытовые или политические, зачастую возникают из-за незначительных недоразумений, которых можно избежать, если быть терпимее и добрее друг к другу. Магомед Дибиров мастерки изображает конфликт сторон, - отмечает куратор выставки Джамиля Дагирова, - выставка, подготовленная музеем, это не классическая количественная ретроспектива, хотя художнику есть что показать на много залов и этажей, а выставка-манифест, его программная речь, которую мы слышим вот уже более четверти века.

 

Народное искусство

Каждый желающий мог буквально прикоснуться к искусству предков. Всю ночь для гостей проходили мастер-классы по народным видам творчества от известных мастеров своего дела. Постигать азы унцукульской насечки обучал умелец Магомедали Магомедов.  гордостью говорит, что он мастер в четвертом поколении. В их семье вот уже десятки лет из поколения в поколение передается уникальное искусство обработки дерева металлом. Искусству изготовления ювелирных украшений обучал мастер из Кубачи Хизриильяс Ахмедов. С особым интересом самые маленькие гости вечера учились мастерству изготовления керамических изделий с Муслимом Хавчаевым, научные сотрудники музея Милана Махмудова, Анна Самарская и Патимат Юсуповой учили ковроделию, рисованию национальной одежды на бумажной кукле, вышиванию и плетению бахромы на платках. Особую атмосферу празднику придавала игра на национальных инструментах солиста Доггосфилармонии, кумузиста-виртуоза Башира Багавдинова.