Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Открытие зала резного камня

Открытие зала резного камня

NoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNone

Главное событие "Ночи искусств" – открытие нового зала. Гостям представили кладовую резного камня Дагестана. Уникальный образцы искусства резьбы по камню, история которого в Дагестане начинается еще с эпохи бронзы. Основная часть коллекции резного камня Национального музея Дагестана была собрана в 1922-1924 годах Орбели Иосифом Абгаровичем (советско-армянский востоковед, общественный деятель, академик, специализировавшийся на средневековой истории Закавказья и руководивший Эрмитажем в Ленинграде с 1934 по 1951 год.) и ученым, историком-кавказоведом, этнографом, археологом Расулом Магомедовым.

Вниманию гостей представлен фрагмент опорного каменного столба одного из хунзахских домов. Различные детали архитектурного декора с каллиграфическими надписями, с растительным или геометрическим орнаментом. Тимпаны и оконные комплексы с опорными колоннами из села Кубачи, декорированные плиты с сюжетными композициями, фрагменты опорных колонн и консолей, изваяния культового или архитектурного назначения.

Главный хранитель Национального музея Дагестана Заира Кильдеева рассказывала посетителям, что в ауле Кубачи и близлежащих селах в эпоху средневековья (XII–XV вв.) существовала художественная традиция резьбы по камню и эти памятники давно привлекают внимание исследователей.

- Говоря об особенностях кубачинских рельефов и условий взаимосочетания изобразительных мотивов, академик И. А. Орбели отмечал, что возможно большинство этих рельефов «когда-то были обработаны мастерами для постройки, одного, а вернее, двух выдающихся дворцов какого-то местного феодала». Вероятно, они были частью своеобразного общественного комплекса в центре Кубачи, куда входили Общественный дом, пять мечетей (в том числе Джума-мечеть и женская), христианская церковь, чиннальский дом (старейшин), древнее кубачинское кладбище, площадь Ханжилла (игровая площадь). В этом историческом узле и находилось большинство рельефов, так как не все рельефы относились именно к двум дворцам. Не все они схожи по размеру и общей стилевой направленности. Тем ни менее, сюжеты и образы, запечатленные в рельефах, несмотря на их разнообразие и богатство трактовки, составляют собственно кубачинский устойчивыйиконографический кpуг образов и сюжетов, техники резьбы и композиционного построения, - рассказала заместитель директора Национального музея Дагестана Джамиля Дагирова. Часть кубачинских камней хранятся в крупнейших музеях мира (Метрополитен, Лувр, Эрмитаж).