Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Десять строк. Автор всем известен.

Десять строк. Автор всем известен.

NoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNone

 

В Национальном музее Дагестана проходит выставка Музея истории мировых культур и религий Дербента «Десять строк. Автор всем известен». Выставка напоминает зрителям о главных заповедях разных религий. Духовные постулаты, переданные художниками в красках воспринимаются по-особенному, заставляют задуматься и вспомнить…

- Это проект о вечном. Речь идет о заповедях исламских, христианских и иудейских, - рассказывает куратор проекта, заместитель генерального директора Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи Джамиля Дагирова. – Проект был задуман давно. Идея принадлежит заведующему выставочным отделом Музея истории мировых культур и религий Андронику Мурадову. Формировался проект нелегко, искали пути выражения того, как рассказать о заповедях современному поколению, чтобы они имели на них воздействие и были приняты. По замыслу мы выбрали трех современных авторов и предложили им по одной теме – исламские, иудейские и христианские заповеди.  Поскольку авторство этих строк, согласно Священным Писаниям, одно, то по своему содержанию и количеству они во многом совпадают. Их десять.

- Ранее проект уже был представлен в Казани и Владикавказе. Да, для нас действительно важно донести эти заповеди до молодежи на понятном им языке искусства. А главный смысл каждой заповеди в избегании греха. Высокое искусство, великие мастера пера и кисти посвящали этой теме свои шедевры. Они вдохновляли и воспитывали в прошлом, но актуальными их произведения оставались и будут всегда. И каждое новое поколение, вновь сталкиваясь с вопросами морали, проблемой выбора по-своему пытается найти ответ в заповедях, - рассказывает руководитель проекта, директора Музея истории мировых культур и религий Диана Гасанова. - И эти законы терпимости и взаимоуважения, доброго соседства – неписанные законы для его народов.

Дагестан - это не только многонациональный край уникальных традиций, обычай, но и много конфессиональная территория. В древнем Дербенте испокон веку живут представители трех религий и здесь понимаешь, что «Бог – един», как едино и цельно, все сотворенное им. Этот постулат и лег в основу миссии Музея мировых культур и религий, демонстрируя закон единства и многообразия в своих многочисленных проектах: «Открытые храмы», «Сакральный атрибут», «Нить времен» и множество других. Вот и в новом проекте музей продолжает миссию просвещения и миролюбия.

Выставка трех современных российских и зарубежных художников открывает страницы вечного. Как рассказывают кураторы проекта, в течение года художники погружались в тему, размышляли, искали образы, создавали произведения. Так, были созданы три серии работ по десять листов, выполненные в графике – бумага, тушь, пастель, карандаш. 

Известному израильскому художнику Максу Эпштейну принадлежит серия работ «Красные коровы». Смысл заповедей, среди которых «не произноси ложного свидетельства», «чти отца твоего и мать твою», «не прелюбодействуй» - художник передает через Красных коров - жертвенных животных иудейского храма. И как сказано в описании к выставке «положение жертвы принимается или отвергается самими животными. Люди, присутствующие в композициях существуют почти в параллельном мире. Они почти абстрактны, как каллиграфический текст самого языка иврит. Текст Торы и самих заповедей архаичный. Он лаконичный, даже брутальный и поэтому нуждается в комментариях. Присутствие людей в происходящем с Красными коровами и является своего рода комментарием»…

По задумке другого известного художника родом из Дагестана, мастера боевых искусств, каллиграфии Джамала Аджигирея – на передний план выходят руки. Именно они рассказывают о деяниях и людских пороках, напоминают о дозволенном и греховном. Руки – в картинах выразительный элемент и, безусловно, символический образ. И этот символизм проявляется и в религии, и в искусстве.

Третью серию работ представила художник, дизайнер, педагог из Майкопа Татьяна Ваганова. И как рассказывают кураторы: «Ее творчество отличается мощным и весьма выразительным языком использования метафор, рассуждений, откровений. Глубоко думающий автор, она создала серию для проекта используя самые простые материалы – бумагу и карандаш, как отсыл к тому – что все в мире должно быть просто и честно. А образ репейника как кара, укол, удар за несоблюдение заповедей и предупреждение одновременно. Работы Вагановой очень условны, но одновременно считываются и угадываются в каждом листе конкретной заповедью».

«Десять заповедей. Автор всем известен» - выставка, как диалог с Богом, напоминание о главном, вечном, о сохранении в себе человека. И как делятся впечатлениями посетители, она обязательно к просмотру. – Организаторы и художники подняли главную тему, объединяющие все религии, - комментирует заместитель генерального директора Национального музея Дагестана Заира Кильдеева. - Это выставка – рассказ о том, в чем главные ценности в жизни и как мы все должны относиться к своему ближнему.