Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Возвращение в экспозицию «Штурма Гуниба»

Возвращение в экспозицию «Штурма Гуниба»

NoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNone


В экспозицию Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи после тщательной реставрации вернулась картина Петра Николаевича Грузинского «Штурм Гуниба. 25 августа 1859 года».

В музее прошел семинар, посвященный интересным фактам, выявленным в процессе реставрации картины.

Сюжет полотна возвращает к событиям предрассветных минут 25 августа 1859 года. Окружение Гуниба Кавказской армией началось еще 9 августа.

Художник-реставратор, научный сотрудник Анна Самарская рассказала слушателям о создании историю картины о том, как она поступила в музей и как велась реставрационная работа.

- Поступление картины начинается в 1924 году. Все началось с письма заместителя Совнаркома ДАССР И. Алиева в Центральный комитет Грузинской республики (от 12 октября 1924г., №7125, г. Петровск) с просьбой передать из бывшего «Храма Славы» в Тбилиси экспонаты, связанные с историей Дагестана и Кавказской войной, и не связанные с историей Грузии. На что был получен положительный ответ от Грузинского ЦИК в Совет Народных комиссаров Дагестанской ССР с условием самовывоза, - говорила Анна Самарская.

Картина до поступления в музей уже не один раз побывала в реставрации, о чем говорит, многослойное лаковое покрытие, несколько заплат на обороте и съемка в УФ-лучах. Анна Самарская рассказала, как проходила работа над реставрацией картины.

- Не очищенные от пыли и копоти свечного освещения картины усердно покрывались лаками различного качества. Из архивных документов известно, что в некоторых случаях лак расходовался пудами, ложась ненужным грузом на картины. Работу вели люди малопонимающие в деле научной реставрации. С течением времени цвет лака изменялся: желтел, темнел. Не удивительно, что голубое небо делалось впоследствии зеленым, белые одежды - желтыми и т.д. Картины принимали сумеречный, мрачный колорит. К тому времени, когда картина попала на реставрацию, лак потускнел, потемнел и потерял блеск. Предрассветный бой казался еле различимым ночным побоищем. Картина была покрыта многослойным лаковым покрытием буро-серого цвета, образующим различные пятна, явно не вытекающие из живописных задач художника, - рассказывала реставратор. - Пятна, очевидно, были вызваны неравномерностью лакового слоя, утратившего первоначальную прозрачность и изменившегося в цвете. Картина «Штурм Гуниба» выполнена в многослойной тонкослойной технике, живопись фактурная лишь на светлых участках лиц, белых рубашек рядовых, мундиров офицеров, на бликах клинкового оружия, на освещенных участках гор.

В процессе удаления поверхностных загрязнений несколько осветлился общий тон картины. После того, как именно загрязнения перестали удаляться с поверхности, картина снова была подвергнута осмотру под лупой. Осмотр показал, что теперь продолжает скрывать изображение толстые слои потемневшего лака. Поэтапное удаление слоев лака, проводимое при помощи портативного микроскопа и УФ-лампы, позволило снять четыре слоя лака различной степени потемнения.

- Степень потемнения зависит от состава лака и характера его старения. Удаление старого было прекращено, когда на поверхности красочного слоя остался тонкий слой золотистого авторского лака. После удаления излишков посветлели белые рубашки солдат, на которых можно увидеть этот тонкий золотистый слой, - рассказывала художник-реставратор. - На прежде коричневом небе проявились различные оттенки начинающегося рассвета и еще ночные оттенки…

И здесь мы вспоминаем исторические данные о том, что штурм начался перед рассветом. Эта историческая информация помогает контролировать степень удаления потемневшего лака, чтобы очистить до предрассветных оттенков и не снять лишнее вместе со слоем живописи. Также в цепи гор обозначилась воздушная перспектива, сами горы вернули себе синие и голубые оттенки (под еле золотистым авторским лаком). После снятия тяжелых слоев выделилась реставрационная тонировка, ранее определенная при УФ-съемке. Сделанная в тон живописи, покрытой потемневшим многослойным лаком, при расчистке потемневших слоев эта старая реставраторская запись осталась в темном тоне и стала своеобразным свидетельством сто шестидесятилетней насыщенной «жизни» картины. Оставленная умеренная золотистость лака придает музейным произведениям своеобразную «галерейность» и «драгоценность». Гладкая фактура поверхности картины позволила проводить выравнивание лакового покрытия равномерно и в несколько приемов. Не одновременное снятие излишков лака позволило не пропустить момент обнажения светло-золотистого авторского лака. Эта золотистость времени, свойственная старым картинам, придающая живописи особую ценность.

Анна Самарская подчеркнула, что научная реставрация музейного предмета - это ни в коем случае не «подновление» экспоната, а повод для проведения сложных лабораторных, технологических, исторических и биографических исследований о музейном предмете.