Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
«Я та, что к солнцу поднялась»

«Я та, что к солнцу поднялась»

NoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNone

В Национальном музее Дагестана им.А.Тахо-Годи открылась юбилейная ретроспективная выставка «Я та, что к солнцу поднялась!», посвящённой 120-летию со дня рождения известной русской, иранской и дагестанской художницы Гюлли Иранпур (Ольга Васильевна Берг-Зейналова).

 - Нынешняя выставка самая масштабная из всех когда-либо проводимых. Мы собрали, изучили и представили практически все творческое наследие Гюлли Иранпур. Это 142 произведения живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, сохранившиеся в семье и музейных собраниях, - рассказывает автор и куратор проекта, заместить генерального директора музея Джамиля Дагирова. - Многие работы экспонируются впервые. Множество эскизов на кальке впервые обрели экспозиционное поле и смотрятся как цельные произведения. 

Также в экспозицию включены 15 работ представителей династии Берг-Иранпур: деда Николая Берг (1823-1884), отца Василия Берг (1882-1952), сына Леля (Ормузда) Иранпур (1940-2012) и дочери Сарвеназ Иранпур (1932 г.р.), внучек Гольназ Иранпур (1969 г.р.) и Тамилы Иранпур (1982г.), невестки Светланы Иранпур (1947-2019).

С открытием выставки поздравила Министр культуры РД Зарема Бутаева:

- Работы Гюлли Иранпур пронизаны светом, солнечной энергией и жизнеутверждающим настроением. Каждый из представителей рода Берг-Иранпур-Зейналовых - человек выдающийся. Это громкие имена, яркие личности со своими мировоззренческими палитрами и художественным почерком, - подчеркнула министр.

 «Я та, что к солнцу поднялась» - это сложный многосоставной рассказ о творчестве художницы, пропущенный сквозь призму истории известной творческой династии Берг, жизни ее близких и родных. Российская империя и дворянское происхождение, революция, Дагестан, Иран, Советский Союз не сломили артистичный, возвышенный дух художницы.

- Бабушка всегда занимала особое место в моей жизни. И надо сказать: не было бы Гюлли Иранпур, не будь Фаруха Зейналова. С высоты своего возраста понимаешь, что он был прекрасным, любящим мужем, поддерживающим и оберегающим свою Гюлли»,- отметила внучка Гюлли Иранпур Гольназ Иранпур.

Часть представленных работ хранятся в Дагестанском музее изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой. Директор музея Салихат Гамзатова поделилась своими воспоминаниями о художнице и подчернила высокую организацию выставки.

Выступающие говорили о том, что Гюлли Иранпур - тот редкий тип художника, который живет и творит как чувствует, и созидание для нее, как воздух. Она была словно солнце, в лучах которой все сложности и перемены жизни мирно преодолевались.

- Совершенно новым представляется мемориальный раздел выставки, под который отведен отдельный зал. Это краткая, но внятная история династии в фотографиях, документах, текстах, биографиях, архивах, эпистолиях и газетных материалах за 200 лет истории рода. Более 50 семейных фото Берг - Иранпур - Зейналовых, фото и материалы, связанные с творчеством Гюлли, иранским периодом ее жизни зритель увидит впервые, - говорит Джамиля Дагирова. 

Символично, что именно в год юбилея Гюлли происходит еще один юбилей – 200 лет династии Бергов, берущей свое начало в холодной Швеции и Финляндии, но крепко связавшей уже через поколение свою судьбу и жизнь с Россией, ее культурой и историей. Представители Бергов за эти столетия пополнялись польской, иранской, татарской кровью, обогащая и сохраняя свой род. 

Творчество Иранпур демонстрирует нам, какие большие возможности существуют в выборе творческих возможностей для создания и изображения прекрасного. В работах Гюлли богатство в выборе материала и техники заключается в следующем: маслом – по грунтованному и не грунтованному холсту. Гуашью, темперой, карандашом на цветной бумаге. Работы на фанере, на пенопласте, на керамике и т.д. Любая техника и любая работа смотрятся очень свежо по своему цветовому решению, в них много энергии и темперамента. 

С именем художницы связано немало интересных историй. О них можно будет услышать на предстоящих кураторских лекциях.

За расписанием следите на странице Национального музея Дагестана.

Выставка продлится до 15 января!