Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Хлебное место. Небольшой репортаж о большом селе. Согратль.

Хлебное место. Небольшой репортаж о большом селе. Согратль.

22 ноября 2023
NoneNoneNoneNoneNone

 

«Лъазаби! Билун буго цIцIе. Горбода багIараб чалу бухьун буго ва «А» хIарпалъул сипаталъул мугьру  бугеб. Батарав чиясде гьари буго: тIадбуссинабе Кичев МухIамадихъе» – так начинается мое утро в Согратле. Из сельской мечети на весь аул звучит объявление на аварском языке: «Внимание! Потерялась овечка с красной повязкой на шее и клеймом буквой «а». Кто найдет – верните Магомеду Кичеву».

Утро в селе – время, когда спать ни в коем случае нельзя. Узнают – застыдят. И даже если тебе совсем нечем заняться, надо делать вид, что больно сильно занят, ну, или пойти помогать соседу.

Соседи – это такие люди, которые знают о тебе даже больше, чем ты сам, а особенно хорошо им удаются рассказы о том, как было, пока нас не было. Но об этом чуть позже.

А пока мы идем в гости. Мы – это я и Гамзат Омаров. Он знает о селе всё и даже больше. А еще он заведует мемориальным комплексом «Ватан». И с тех самых пор, как он здесь появился, – «Ватан», а не Гамзат, – комплекс стал визитной карточкой села, достопримечательностью, например, как Красная площадь в Москве. Увидишь и сразу понимаешь – Москва. Также и с «Ватаном»: видишь и понимаешь – Согратль. Ну, надо дать должное и Гамзату, он тоже часть села. Он открывает аул многим гостям.

Мы ходим по узеньким извилистым улочкам старого аула: то поднимаемся вверх, то вновь спускаемся вниз. Надо смотреть под ноги, иначе легко оступиться. Останавливаемся, любуюсь видами. Здесь красят ворота в голубой цвет, из-под домов вырывается трава, ходят коровы, овечки, пчелки туда-сюда летают, занимаются ежедневными хлопотами согратлинцы. До места встречи со знаменитой согратлинской пекарней идти и идти. А знаменита она своим, как говорят местные, «самым лучшим хлебом, такой только мы готовим». Идем, здороваемся, общаемся с людьми. А для журналиста у них всегда есть запасенные «тайные» истории, и достают их как бабушка конфетки из-под подушки.

В горах можно услышать много чего удивительного и даже странного, и зря ты думаешь, что больше тебя никто не удивит. Вот, например, сельчанин опозорился (ну, как опозорился: что-то натворил, хоть как-то порочащее честь) – клеймо ложилось на весь аул. Виновник должен быть непременно наказан, ибо нечего… Если преступление тяжкое, несмываемое – гнали негодяя прочь из аула. А если он не преступник вовсе, а дебошир легкой степени (ну, типа не совсем пропащий), такого наказывали слегка. Где-то выводили на площадь и оглашали пункты злодеяний, ну, или сажали задом наперед на осла и пускали по всему селу, чтобы все видели и смеялись.

Так вот, у согратлинцев был иной способ. Оказывается, много лет назад по каждому серьезному и не очень поводу обязательно собирался совет старейшин. Сидели, думали, предлагали, спорили и решали: «Идем». И шли аксакалы через весь аул домой к хулигану, и нес предводитель дубинку.

– Бить будут? – спрашиваю я. Логично: люди, дубинка.

– Нет. Слушай. Аксакалы были мудрыми, они придумали другой метод, – отвечает Гамзат.

У старожилов были свои методы расправы над хулиганьем и жульем. Вот идут наши достопочтенные старики в пятницу после рузмана по тем же улочкам, что и я сегодня, и по дороге всем встречным сельчанам рассказывают: зачем, куда и для чего идут, – и народ присоединялся к шествию.

Позорника выводили во двор и при всем честном народе награждали самой настоящей дубинкой позора! И попробуй он ее где-нибудь спрячь или потеряй. Дубинка позора висела на самом видном месте в сакле, чтобы входящий в дом, перейдя порог, знал: здесь живет «лицо с аморальным поведением».

Дубинка позора переходила из рук в руки. От греха можно было избавиться, но не просто хорошим поведением, а реальными делами. Отремонтировал колодец, помог соседу, очистил дорогу, помог бедному – эти и подобные им добрые дела могли избавить от постыдного элемента горского интерьера. А были и те, у которых собиралась целая коллекция. И вот эту коллекцию можно увидеть в местном музее, и в подтверждение сказанному – фотофакт от коллекционера старинных фотографий о жизни аула Абдуллы.

– У нас в селении есть три места, где ее добывают. И обязательно собирать надо в полнолуние. А если не успеть вовремя, то все пропало – она смешивается с землей и ни в коем случае не подходит. Потом жди следующего полнолуния, – говорит Патимат, обмазывая хлебное тесто яйцами, снесенными теми самыми курами, которые сейчас бегают у нас под ногами.

Автор Малика Курбанова. 
Источник «Молодёжь Дагестана».