Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
«Головное покрывало "кIаз" как знаковый элемент одежды женщин с. Кубачи: история и современность» - этой тем е был посвящен очередной лекторий в Национальном музее Дагестана им.А.Тахо-Годи.

«Головное покрывало "кIаз" как знаковый элемент одежды женщин с. Кубачи: история и современность» - этой тем е был посвящен очередной лекторий в Национальном музее Дагестана им.А.Тахо-Годи.

NoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNoneNone

«Головное покрывало "кIаз" как знаковый элемент одежды женщин с. Кубачи: история и современность» - этой тем е был посвящен очередной лекторий в Национальном музее Дагестана им.А.Тахо-Годи.   

Научный сотрудник музея, хранитель фонда «Ткани и кожа» Тамари Асадулаева и научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, кандидат исторических наук Фатима Гаджалова рассказали о традиционном головном покрывале «кIаз», которое является частью костюмного комплекса женщин с. Кубачи, об особенностях его декоративной отделки, о бытовании этого предмета одежды в разные исторические периоды.

«КIаз» - особое головное покрывало, по нему можно определить статус женщины, а орнаменты и узоры на нем выполнены в редкой технике вышивания. Подробнее об этом и как подбираются дополнительные декоративные элементы отделки (подзор и бахрома), как ухаживают за своим традиционным гардеробом кубачинки, какие негласные правила дресс-кода существуют в культуре кубачинцев и как в народном фольклоре поэтично описан женский наряд рассказала Фатима Гаджалова. 

 - Слово кIаз с арабского означает «шелк». У андиек, аварок, каратинок головное покрывало также называлось кIази, кIазе.  Возможно, во многие дагестанские языки, в том числе и в кубачинский, это слово проникло посредством восточного импорта, - рассказала Фатима Гаджалова. - КIазы шьют длиной 2,5 м и шириной 70 см и обязательно из белого материала – в прошлом это были ткани кустарного производства или шелка, в советский период фабричной тонкой хлопчатобумажной ткани.  Они выделяются особой нарядностью: декоративность покрывалу придавала разнообразная вышивка. О том, что кубачинки владеют мастерством золотой вышивки свидетельствуют письменные источники ХVIII в. Путешественник Я. Рейнегс, который бывал на Кавказе в 1779–1783 гг., упоминал о таком занятии кубачинских женщин.

Покрывало для молодых девушек, независимо от достатка семьи, шили из бязи, ситца или кисеи. По желанию украшали узорами и вышивали шелковыми нитями. Во второй половине ХХ века, благодаря доступности материалов, девичьи покрывала для торжественного случая стали вышивать золотыми нитями. Узоры повторяли вышивку покрывал для замужней женщины кялькус и кьацанна, но отличались меньшим размером, подшиваемая кайма была уже, бахрома короче.
В конце ХХ – нач. XXI  века в искусстве вышивания кубачинцев появились новые тенденции, получила дальнейшее развитие и традиционная вышивка.  Искусство, как и прежде, передается по наследству.