Юсуф Моллаев- яркий представитель первого поколения мастеров изобразительного искусства Дагестана. Его творчество наполнено искренностью, теплом и любовью к родной земле. Он находил вдохновение в простых, но бесконечно дорогих сердцу мотивах: улочки, сакли, роднички, залитые солнцем долины, стройные тополя, виноградники…
В Национальном музее РД им.А.Тахо-Годи открылась юбилейная ретроспективная выставка «Моллаев Юсуф Ахмедаджиевич. 1899-1964». Живопись. Графика.
Куратор выставки, заместитель генерального директора Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи рассказывает, что во время экспедиции с января по март 1932 года по маршруту: Гимры, Мехельта, Анди, Ботлих, Кудияб Россо, Муни, Хунзах, Гоцатль, Тляруш, Балхар, Кубачи... художником было выполнено более 50 работ. Моллаев зарисовывает портреты сельских активистов, посетителей ликпунктов, красных партизан. При сравнении с сериями работ других членов этой экспедиции – Джемала и Юнусилау, мы видим отличный, непохожий взгляд на людей, на выбор героев, их характеры и настроения и главное – манеры письма и подачи материала. Если Джемал тяготел к академизму и парадности, Юнусилау был виртуозом натуры и наброска, то у Моллаева портреты более выписаны, проработаны, хотя и отдают нарочитым самодеятельным стилем.
Куратор выставки рассказала гостям об интересных фактах из жизни и творчества Юсуфа Моллаева. - Он вошёл в историю дагестанского искусства как автор тематической картины «Примирение кровников» (1934-1935). В своё время живописное полотно явилось большим событием в культурной жизни республики, а на краевой Северо-Кавказской выставке (1935г.) Моллаеву была присуждена третья премия, - отметила Джамиля Дагирова.
Для многих гостей выставки – подробное знакомство с его творчеством стало открытием, позволило глубже понять путь художника. Его работы отражают дух времени, его настроения и противоречия, надежды и тревоги. Художник сумел передать не только внешние образы, но и внутренние переживания, делая зрителя соучастником событий.
- Больших успехов он достигает в жанре камерного, лирического пейзажа. Здесь художник приходит к своеобразным открытиям новых образов, живописной выразительности, предпочитая технику акварели. Моллаев писал простые скромные мотивы - улочки, сакли, роднички, залитые солнцем долины, стройные тополя, виноградники. Владел художник и особенности пленэрной живописи – сиреневые тени, тёплые желтоватые пятна света. Это пейзаж «Дворик в Янги-Юрте», «Родник», «Альбурикент», «Тарки» (1958). Часть этих акварельных листов экспонировалась и выставлялась в Москве во время декады дагестанской литературы и искусства (1960г), - отметила Джамиля Дагирова.
С открытием выставки поздравили директор Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой Салихат Гамзатова, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник России Абдулзагир Мусаев. Гости подчеркнули важность мероприятия и признание вклада художника в историю искусства региона.
Особые слова благодарности прозвучали в адрес художника-реставратора Национального музея Дагестана Анны Самарской. Ей удалось вернуть к жизни произведения «Примирение кровников» и «Балхар».
На открытии выставки побывала единственная внучка Юсуфа Моллаева – Вазифа. Она выразила благодарность организаторам за создание такой масштабной экспозиции, посвящённой творчеству её знаменитого предка.
- У меня хранятся работы дедушки и буду рада поделиться ими для создания каталога, посвященному его творчеству, - отметила Вазифа Моллаева.
Моллаев умел передавать через свои полотна не только внешнюю красоту природы и быта, но и внутренний мир людей, живущих в этих местах.
Его работы проникнуты чувством глубокого уважения к традициям и культуре родного края, что делает их особенно ценными… Данная выставка стала самой крупной ретроспективой художника, и включает в себя более 160 произведений графики и живописи, выполненные с момента начала учебы и до начала 1960-х годов.
Выставка продлится до 31 января.