МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН им. А. ТАХО-ГОДИ
ДАГЕСТАНСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. П.С.ГАМЗАТОВОЙ
«МОЛЛАЕВ ЮСУФ АХМЕДАДЖИЕВИЧ. 1899-1964»
ЮБИЛЕЙНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ВЫСТАВКА .
ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА.
Одним из ярких представителей первого поколения мастеров изобразительного искусства Дагестана является Юсуф Моллаев.
Юность Юсуфа Моллаева (1899 – 1964 гг.), выходца из селения Костек Хасавюртовского района, была насыщена большими событиями. Одарённого юношу, учащегося в фабзавуче Махачкалинской фабрики им. III Интернационала, направляют в Художественный техникум г. Бахчисарая, а завершает он своё образование в Москве и Ленинграде во ВХУТЕИНе (1927-1931 годы). Возвратившись в Дагестан, молодой художник активно включается в творческую жизнь республики. Зимой 1932 года вместе с известными дагестанскими художниками и писателями он участвует в художественной экспедиции «культсанштурм».
Во время экспедиции с января по март 1932 года по маршруту: Гимры, Мехельта, Анди, Ботлих, Кудияб Россо, Муни, Хунзах, Гоцатль, Тляруш, Балхар, Кубачи и др. художником было выполнено более 50 работ. Моллаев зарисовывает портреты сельских активистов, посетителей ликпунктов, красных партизан. При сравнении с сериями работ других членов этой экспедиции – Джемала и Юнусилау, мы видим отличный, непохожий взгляд на людей, на выбор героев, их характеры и настроения и главное – манеры письма и подачи материала. Если Джемал тяготел к академизму и парадности, Юнусилау был виртуозом натуры и наброска, то у Моллаева портреты более выписаны, проработаны, хотя и отдают нарочитым самодеятельным стилем.
Моллаев вошёл в историю дагестанского искусства как автор тематической картины «Примирение кровников» (1934-1935). В своё время — это живописное полотно явилось большим событием в культурной жизни республики, а на краевой Северо-Кавказской выставке (1935) Моллаеву была присуждена третья премия.
С этого времени тема современности становится одной из главных тем его творчества.
Умение Моллаева с чувством меры и художественного такта раскрыть сюжет, событие, драматическую тему характерно для многих его произведений –от монументальных до станковых, созданных в после военный период и время оттепели. Тематические картины, пейзажи и портреты современников: «Там, где рождалась Гергебильская ГЭС», «Старый мост», «Обжиг гончарной посуды в ауле Балхар», «Портрет профессора Аскерханова», «Расул Гамзатов и Фидель Кастро» и другие.
Больших успехов он достигает в жанре камерного, лирического пейзажа. Здесь художник приходит к своеобразным открытиям новых образов, живописной выразительности, предпочитая технику акварели. Моллаев писал простые скромные мотивы - улочки, сакли, роднички, залитые солнцем долины, стройные тополя, виноградники. Владел художник и особенности пленэрной живописи – сиреневые тени, тёплые желтоватые пятна света. Это пейзаж «Дворик в Янги-Юрте», «Родник», «Альбурикент», «Тарки» (1958). Часть этих акварельных листов экспонировалась и выставлялась в Москве во время декады дагестанской литературы и искусства (1960).
Данная выставка является самой крупной ретроспективой художника, и включает в себя практически все произведения из фондов Национального Музея РД им. А. Тахо-Годи. Более 160 произведений графики и живописи в полно мере отражают как творческий стиль, так и в целом путь художника с момента начала учебы и первой выставки в 1928 году и до начала 1960-х годов.
Условно все произведения поделены на своеобразные тематические разделы: Экспедиция «Культсанштурм», 1932; История Дагестана; Архитектурный городской пейзаж; Тарки; Этнографические виды; Индустрия и хозяйство Дагестана; агит плакат.
Небольшая коллекция работ Моллаева хранится в ДМИИ им. П. С. Гамзатовой, отличительной особенностью которой является серия «таркинских» акварельных пейзажей, ставших для художника на склоне лет отдушиной и проявлением истинного творчества, а так же известное живописное полотно – победитель «Примирение кровников», ставшее знаковым для художника.
Произведения Моллаева – соратника первых художников Джемала, Капаницына, Аскара-Сарыджи, Юнусилау еще более обогащают в целом материал о становлении профессионального искусства в Дагестане, о первых шагах, поисках и событиях того сложного, но интересного времени, которое создавали первые художники Советского Дагестана, внёсшие весомый вклад в его развитие.
Автор - куратор проекта, заместитель генерального директора Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи Джамиля Дагирова.