Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
«Учалтан: резная реликвия Дагестана»
Адрес и часы работы
17 январь 2025 — 28 февраль 2025
«Учалтан: резная реликвия Дагестана»

 

Выставка предметов из фондов Акушинского историко-краеведческого  музея (филиал Национального музея им. Тахо-Годи) 

 

      Дагестан богат разнообразием произведений декоративно-прикладного искусства. Одним из них является необычный предмет  с красивым названием – УЧАЛТАН.

Учалтан  – это поставец (в переводе с аварского – место для вилок) в котором хранили мелкие бытовые предметы: ложки, вилки, ножи и др.    

Когда-то поставец обязательно давали в приданое невесте. По объему и сложности орнамента судили о благосостоянии семьи, был он в каждом дагестанском доме и по несколько штук. 

Богатая коллекция учалтанов словно возвращает нас в прошлое, по ней можно судить, как дагестанские умельцы развивали искусство резьбы по дереву. Первые деревообрабатывающие мастерские были созданы в районах, расположенных в верховьях Аварского и Андийского Койсу, в Табасаране и Кайтаге. Широкое распространение в Дагестане поставцы получили в период XIX-XX вв. Поставцы производились местными мастерами из дерева либо металла, разной формы и с оригинальными орнаментами.  Они были распространены в разных районах Кавказа и различались по форме и художественному оформлению. Дагестанские умельцы придавали своим изделиям неповторимые модели и дизайн, во всех районах республики были свои особенности в орнаменте и геометрической форме: кубовидные, вытянутые, крестовидные и т.д.

Особенности связаны со спецификой условий и самобытностью художественного мышления горцев. Наносились не только растительные орнаменты, но и солярные знаки, что на дагестанских коврах, вышивках, керамике с древом жизни, птицами, зверями, знаменитыми зигзагами, лабиринтами, птичьими хвостами.  Каждый из них может о многом рассказать, надо только прислушаться. В них история, послание в символах и знаках из древности.

В Дагестане учалтаны чаще делали трехчастными: центральную часть использовали для хранения соли, и тогда она, как правило, закрывалась крышкой.  В горском доме этот артефакт был не просто местом хранения кухонной утвари, он нес важный сакральный смысл, связанный с культом дома. Существовало поверье в народе, по которому продать или отдать учалтан означало утратить счастье в доме. Учалтан висел на стене в основной жилой комнате и считался знаком семейного благополучия. 

Одна из книг Роберта Ченсинера, посвященных Дагестану, называлась «Татуированные горянки и поставцы». Именно эти два столь разных явления показались этнографу, а также его дагестанским соавторам Габибу Исмаилову и Магомедхану Магомедханову, наиболее интересными. Ченсинер считал дагестанские поставцы для столовых приборов уникальным культурным наследием. И действительно – на Северном Кавказе они были распространены именно в Дагестане, причем у самых разных народов. Учалтан был не просто подставкой, он считался оберегом благополучия семьи. Сохранилось великое разнообразие дагестанских поставцов самых разных форм и размеров, украшенных и древними солярными символами, и коммунистическими звездами.

 Сегодня лучшие образцы декоративно-прикладного искусства хранятся в частных коллекциях, музеях Дагестана и не только.