Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
«Седой Каспий»
Адрес и часы работы
31 март 2022 — 10 июнь 2022
«Седой Каспий»

31 марта Национальный музей Дагестана им.А.Тахо-Годи представит выставку «Седой Каспий» в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова.  Выставка пройдет в рамках Национального проекта «Культура».

Будут представлены национальные костюмы народов Дагестана, старинные ювелирные изделия, уникальные предметы быта, живопись и многое другое.С древнейших времен Дагестан был известен как «страна гор» и «гора языков». Действительно, на территории Дагестана, простирающейся от юго-восточных склонов Большого Кавказа до юго-запада Прикаспийской низменности, проживают народности, говорящие более чем на 30 языках и 70 диалектах.

Такая этническая дробность и связанное с нею многообразие культурных и художественных традиций порождены сложностью природно-рельефных условии, а также непростой историей этого края. Прикаспийская низменность издавна привлекала и путешественников, и завоевателей, и кочевые народы как самый удобный путь, связывающий Восточную Европу с Передней Азией. Это были скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары и др. Часть их оседала на территорий Дагестана, смешивалось с местными племенами, привнося в их культуру свои обычаи и художественные традиции. Позднее Дагестан пытались подчинить себе персы, арабы, турки-сельджуки, татаро-монгольские завоеватели, Тамерлан, «гроза вселенной» Надир-шах. В разные эпохи Дагестан входил в состав таких государственных образований, как Кавказская Албания и Хазарский каганат. И все же Дагестан не был своеобразным «котлом», в котором на протяжении веков смешивалось все и вся. Дагестанские народы, пройдя через сложную, подчас трагическую историю, смогли сохранить свой неповторимый облик, язык и самобытную культуру.

Следует отметить, что мужской костюм в основном был однотипным на всей территории Дагестана, тогда как женская одежда отличалась большим разнообразием и имела много локальных особенностей.

В Дагестане не было строгого ислама, женщина лицо не закрывала, но волосы убирались под чохто – своеобразный чепец-мешочек, поверх которого драпировался платок. Чохто украшалось разнообразными серебряными цепями, монетами, подвесками, височными серьгами и кольцами, служившими оберегами. Существовал строгий канон в их расположении. Типы чохто весьма разнообразны, причем наиболее интересные и архаичные формы его существуют именно у аварцев внутренних районов Дагестана (андийцев, дидойцев, багулалов, арчинцев). В ювелирном искусстве народов аварской группы наиболее распространенными техниками были гравировка и чернь, что придавало украшениям строгость и особую монументальность, изредка использовались вставки из натуральных камней (сердолик, коралл). Эти украшения великолепно смотрелись на простом цельнокроеном платье-рубахе (горде), подол, швы и рукава которого обшивались рядами монет и подвесок, что вместе с нашитыми на платье всевозможными подвесками и амулетами имело не столько декоративное значение, сколь духовное: скрыть, защитить – вот главный смысл такого наряда.

Традиционная культура Дагестана давно привлекает внимание и ученых, и специалистов, и представителей самых широких слоев общественности как в России, так и за рубежом. Этот уникальный культурный феномен, представляющий один из ярких центров мировой цивилизации, является для нас одним из выдающихся проявлений общего достояния народов России, без которого немыслимо сегодня все богатство нашей художественной и культурной жизни.