Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Владимир Турусов. Иконопись.
Адрес и часы работы
14 июль 2022 — 16 август 2022
Владимир Турусов. Иконопись.

Владимир Владимирович Турусов родился в 1970 году в селе Левокумское, Левокумского района Ставропольского края. После окончания восьмого класса перешел в вечернюю школу и одновременно работал плотником. Отслужив в армии, в 1994 году по зову души пришел к иконописанию, имея немалые способности, как к декоративно-прикладному, так и изобразительному искусству, на которые откликнулись братья Габибуллаевы. Один из них – Габибулла, который был его одноклассником, познакомил его с техникой масляной живописи, а Сагим – с ювелирным искусством и работой в металле. В 2005 Турусов окончил иконописное отделение при Ставропольской духовной семинарии, где учился у о. Сергея Рыбина, который в свое время был учеником архимандрита Луки (Головков) – заведующего иконописной школой при Московской духовной академии. Его наставники убеждены, что икона – воплощенная молитва, и необходимо, чтобы она была не формальной, а осознанной, прочувствованной. Только в этом случае она поможет передать подлинно молитвенный настрой другим.

В иконописной школе ставропольской семинарии не придерживались жестких рамок и ограничений в изучении иконописной традиции. Там приоритетной была линия архимандрита Луки, считавшего принципиальным вдумчивое и серьезное отношение к онтологическим проблемам иконы, изучение вариантов композиционных решений, оттенков настроения, передаваемых в рисунке, цвете и даже в фактуре красок. Вместе с тем система воспитания иконописцев в этой иконописной школе наследовала традиции, идущие от Свято-Троицкой Сергиевой лавры, поэтому ей ближе всего оказалась ориентация на московскую иконописную школу периода ее расцвета конца XIV - XV столетия.

Владимир Турусов, как человек искренней веры, с чистыми помыслами и молитвой начинающий работать над образами, не только интуитивно почувствовал свою духовную близость этой традиции, но и осознанно ей следует в силу идеи – «чем древнее, тем ближе к истине». Помпезность, «царственность» академической иконописи ему чужда. Ему близко тонкое письмо, воздушность, прозрачность палитры, определенная условность и плоскостность старой иконописной школы. Турусов работает только с натуральными материалами, пишет на яичной темпере; любит работать на старых досках, обрабатывая их не на станке (навыки столярного мастерства, полученные в юности, сыграли положительную роль), а, что называется, – на «колене». Это придает поверхности дерева какую-то необыкновенную первозданность. Турусова притягивают в иконописи первообразы, наполненные чувством глубокой истинной веры. Поэтому, при взгляде на работы мастера, возникает не просто эстетическое чувство любования, а желание перед ними предстоять, то есть вступаешь с образами в диалог. В его иконах нет ничего лишнего, что бы отвлекало от созерцания образа; лики, жесты притягивают взор. Особенно привлекает мастера образ Богородицы в многочисленных ее типах. Их трогательная простота, искренность настраивают на молитвенный лад. И даже, если на иконы Турусова смотрят светские ценители церковной культуры, они не оставляют их равнодушными. Современному человеку, чье сознание перенасыщено визуальными картинками интернета, необходимо такое созерцание, восстанавливающее духовную систему его приоритетов.

Художественный язык Турусова традиционен и своеобразен одновременно. Основные ориентиры его искусства берутся из давно сложившихся иконописных стилей. Однако узнаваемость его работ основана на применении им окладов, которые он чеканит на меди, латуни, алюминии со вставками из полудрагоценных камней. Его оклады, сделанные с помощью очень несложного оборудования, так же, как и обработка дерева, дышат средневековой простотой. Они – мужественны, и часто составляют тот художественный контраст настроений и чувств, который придает произведению художественную выразительность. В работах художника нельзя заметить интереса к живописной орнаментике. Но присутствует орнамент, исполненный в технике чеканки, который прост, но одновременно мощен. Мастер не любит в нем вычурного рисунка, а также витиеватых надписей.

Иконы Владимира Турусова при всей схожести их с первообразами, являют собой в большей степени собственную интерпретацию их сути. Ликам зачастую мастер придает более скорбный и аскетический вид. Часто трактовка одежд решается проще, менее утонченно, что придает образам большую архаичность. Концепция письма художника заключается в стремлении к плоскостной живописи, как наиболее способствующей отображению духовной реальности, которую должна открывать икона. Таким образом, творчество Турусова больше обращено к Богу, чем к верующим, так как в его иконах выражается спокойная самоуглубленная молитва мастера, его понимание церковной традиции.

В своем творчестве художник пребывает в состоянии постоянного поиска и совершенствования собственного мастерства. В 2000-е годы он обратился к эмальерной иконе. Мастером, ставшим ему учителем в этом деле, является ставропольский художник, академик Российской академии художеств Н.М. Вдовкин. От робких опытов работы с эмалью – техникой очень сложной и дорогостоящей – Турусов пришел к созданию выразительных и живописно богатых образов, гдецелостность худо­жественного решения и чистота исполнения позволяют говорить о мастерстве иконописца.

Творчество Турусова находит признание и высокую оценку, как в кругах священнослужителей, так и у светских ценителей древнерусской иконописи. Он является членом Творческого союза художников России. В 2008 году прошла его персональная выставка в Пятигорске, а вторая – в Буденновске. Несколько икон мастера украшают церкви соборов Ставропольского края (Икона Божией Матери «Казанская» – в храме Святых Царственный Страстотерпцев с. Николо-Александровское; икона Божией Матери «Святокрестовская» и «Святые Киприан и Иустина» – в храме Усекновения главы Иоанна Крестителя в с. Томузловское). Много произведений хранится в частный коллекциях, еще больше – в мастерской художника, так как Турусов неохотно расстается с иконами, в которые вкладывает свою душу.

 

Наталья Мусаева