Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
«Аланика 2023»
Адрес и часы работы
23 июнь 2023 — 30 июнь 2023
«Аланика 2023»

 

16-й фестиваль современного искусства «Аланика»

 

Организаторы: Фонд поддержки культуры «Аланика», Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Партнеры: Государственный музей современного искусства PERMM, Национальный музей Республики Северная Осетия — Алания, Национальный музей Республики Дагестан имени А. Тахо-Годи, Государственный Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник имени М.О. Байчоровой, Национальный музей Чеченской Республики.

Информационный партнер: ВКонтакте

Руководитель проекта: Галина Тебиева, заведующая Северо-Кавказским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 

Кураторы проекта: Наиля Аллахвердиева, руководитель Государственного музея современного искусства PERMM (Пермь), и Анна Щербакова, куратор экспозиционно-выставочных проектов (Иркутск)

 

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

С 27 апреля по 30 июля 2023 года в восьми малых музеях горных и предгорных территорий Северного Кавказа проходит серия арт-резиденций и марафон открытий проектов, реализованных художниками-участниками фестиваля «Аланика». Пять художественных проектов уже представлены в музеях Республики Северная Осетия -Алания и Чеченской Республики. Каждый из них стал частью постоянной экспозиции с неограниченным сроком показа. Проекты можно увидеть, посетив музеи.

В июне местом арт-резиденции станет высокогорное дагестанское селение Ахты. В течение 15 дней художнице из Санкт-Петербурга Софии Меликовой предстоит работа над художественным проектом для Ахтынского историко-краеведческого музея. Центральная тема проекта — лезгинский героический эпос «Шарвили», названный по имени главного героя. В основе эпоса — произведения устного народного творчества: песни, древние сказания, легенды, предания. Героический эпос играет важную роль в формировании национального самосознания, жители Ахты и других лезгинских сел относятся к Шарвили как к историческому персонажу, объединившему народ в трудные времена. В рамках проекта планируется съемка видеофильма, запись аудиоспектакля с привлечением труппы местного народного театра и создание путеводителя, который соберет в единый маршрут залы музея с локациями внутри села и за его пределами. Презентация проекта состоится 23 июня в Ахтынскомисторико-краеведческом музее.

Четырнадцатого июля в дагестанском селении Нижнее Чугли в Палеонтологическом музее будет представлен проект Зульфии Камаловой (Казань) «Вглубь». Проект фокусируется на уникальном собрании окаменелостей с ценными для палеонтологической науки экспонатами, владельцем и хранителем которых является житель селения Омар Хаписов. Художница создаст серию керамических объектов, так называемых гибридов, для инсталляции внутри помещения среди аммонитов и доисторических гигантов.

Завершится фестиваль «Аланика» 30 июля открытием масштабного художественного проекта Эдуарда Кубенского (Екатеринбург) «Цветы», выполненного для Музея-памятника защитникам перевалов Кавказа в Карачаево-Черкесской Республике. Сам по себе музей является памятником советской архитектуры, авторы которого — победители открытого конкурса Вахтанг Давитая и Александр Чиковани. Основным образным элементом художественного проекта являются стреляные гильзы, закрепленные на стальной проволоке, — «цветы», в бесчисленном количестве размещенные на площадке перед зданием музея и образующие «шумящее цветочное поле». Этот элемент отсылает зрителя к самодельным смертным медальонам, выполненным из пустых гильз от винтовки Мосина, в которых бойцы хранили записки с данными о себе, и напоминает о многочисленных жертвах Великой отечественной войны. 

Первый этап программы арт-резиденций и марафона открытий прошел с 27 апреля по 1 мая. Художники — участники фестиваля «Аланика» осуществили, а затем презентовали свои художественные проекты в музеях Республики Северная Осетия-Алания и Чеченской Республики. Каждый из реализованных проектов стал частью постоянной экспозиции с неограниченным сроком показа, их можно увидеть, посетив следующие музеи: 

• Музей защитников Суарского ущелья (селение Майрамадаг, РСО-Алания) — видеоинсталляция «Ничего не было видно и оставалось прислушиваться», арт-группа «Нежные бабы», Калининград;

• Мемориальный дом-музей К.Л. Хетагурова (селение Нар, РСО-Алания) — инсталляция «Коста. Память ускользающая и вечная», Милана Батиева, Сабина Байсарова, Москва;

• Музей Задалески Нана (селение Задалеск, РСО-Алания) — инсталляция «Идауæг», Диана Шлиман, Москва;

• Мемориальный дом-музей К.Л. Хетагурова (Владикавказ, РСО-Алания) — «Право поэта», Лилия Баронова, Москва;

• Литературно-этнографический музей Л.Н. Толстого (станица Старогладовская, Чеченская Республика) — «Толстой возвращается в станицу», Катя Гущина, Нижний Новгород.

С текущей информацией о проекте можно ознакомиться на сайте фестиваля.

 

Пресс-служба Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ Владикавказ):

info-vladikavkaz@ncca.pushkinmuseum.art                                                                       
alanicamuseum.art

Лолита Айлярова

+7 (918) 833-53-30

lolita.ailyarova@ncca.pushkinmuseum.art

Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина:

press@arts-museum.ru   

pushkinmuseum.art

Анна Малыгина

+7 (919) 965-35-00

anna.malygina@arts-museum.ru

Справка

Концепция фестиваля «Аланика 2023»  

«На другом языке» — название и концепция фестиваля 2023 года. Другой язык — любой язык, независимо от количества людей, которые на нем говорят, метафора языкового разнообразия мира, которая в контексте Северного Кавказа буквальна. Одновременно это и другое мнение, способ описания мира, переживания окружающего. 

«Аланика» проходит в восьми малых музеях Северного Кавказа. Это очень разные музеи, расположенные на значительном расстоянии друг от друга, возникшие в разных контекстах и по разным поводам. Их коллекции сопротивляются типологизации и разворачивают свои уникальные нарративы, посвященные природе, быту, историческим коллизиям и героям. Несмотря на все различия, у музеев есть одна общая черта — локальность, все они рассказывают историю места, в котором находятся. Фестиваль «Аланика. На другом языке» — дань уважения специфике, культуре и языку территорий, на которых развиваются музеи-участники.

Современное искусство для традиционной культуры, традиционных музеев — это также другой язык. Кураторам фестиваля хотелось задействовать его инаковость для освобождения от нормативного восприятия истории. Любой музей подвергает историю редукции и формализации, в результате она застывает на долгие годы (или даже десятилетия) в виде конкретного, выраженного экспозиционно «определения», которое часто не имеет возможности трансформироваться вместе с постоянно меняющейся жизнью, добавляющей любой истории новые смыслы и значения.

Мы приглашаем художников к созданию «других», новых версий историй, которые рассказывают восемь музеев Северного Кавказа. Мы хотим передать эти истории «на другом языке», языке современного искусства, который может расширить диапазон как поэтических, креативных, так и критических точек зрения на привычные для музеев вещи и явления.

Организаторам фестиваля важно предоставить как художникам, так и публике возможность экспериментов и множественности взглядов при рассказе, пересказывании и интерпретации истории средствами современного искусства.

Фестиваль современного искусства «Аланика» является одним из главных проектов Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина и проводится во Владикавказе с 2007 года. Начавшийся как небольшой пленэр, за годы проведения проект превратился в серьезный форум современного искусства. Фестиваль решает важные для Северного Кавказа задачи интеграции в культурное пространство региона актуальных художественных процессов, просвещения и инициирования дружеского диалога о современном искусстве с публикой.  В 2023 году фестиваль проходит в шестнадцатый раз.

Миссия фестиваля — актуализация культурного наследия региона средствами современного искусства и интеграция современного искусства в традиционный музейный контекст. 

 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 произведений, созданных мастерами разных эпох, — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. С января 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

 

Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства, его интеграцию в международный контекст, а также на создание устойчивого интереса к актуальному искусству у широкой публики. Институция была учреждена в 2010 году Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), а в 2020-м она вошла в состав ГМИИ им. А.С. Пушкина. Основные направления работы филиала: изучение проблематики современного искусства, формирование культурной политики и содействие укреплению и расширению на Кавказе профессионального сообщества. Филиал реализует проекты, связанные с осмыслением и современной интерпретацией национального наследия, поддерживает деятельность художников, работающих с актуальными для Северного Кавказа темами.