Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
«Я та, что к солнцу поднялась»
Адрес и часы работы
14 ноябрь 2023 — 22 январь 2024
«Я та, что к солнцу поднялась»

14 ноября в 16:00 в КВЦ открытие юбилейной ретроспективной выставки «Я та, что к солнцу поднялась!», 

посвящённой 120-летию со дня рождения известной русской, иранской и дагестанской художницы 

Гюлли Иранпур  (Ольга Васильевна  Берг-Зейналова).

 

«Я та, что к солнцу поднялась!»

 Нынешняя выставка самая масштабная из всех когда-либо проводимых. Мы собрали, изучили и представили практически все творческое наследие Гюлли Иранпур. Это 142 произведения живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, сохранившиеся в семье и музейных собраниях.  

Многие работы экспонируются впервые. Множество эскизов на кальке впервые обрели экспозиционное поле и смотрятся как цельные произведения. 

Также в экспозицию включены 15 работ представителей династии Берг-Иранпур: деда Николая Берг (1823-1884), отца Василия Берг (1882-1952), сына Леля (Ормузда) Иранпур (1940-2012) и дочери Сарвеназ Иранпур (1932 г.р.), внучек Гольназ Иранпур (1969 г.р.) и Тамилы Иранпур (1982г.,), невестки   Светланы Иранпур (1947-2019).

Совершенно новым представляется мемориальный раздел выставки, под который отведен отдельный зал. Это краткая, но внятная история династии в фотографиях, документах, текстах, биографиях, архивах, эпистолиях и газетных материалах за 200 лет истории рода. Более 50 семейных фото Берг - Иранпур - Зейналовых, фото и материалы, связанные с творчеством Гюлли, иранским периодом ее жизни зритель увидит впервые. 

Гюлли Иранпур относится к большой и известной династии Берг, где каждый ее представитель известный, значимый человек. Не случайно ее жизнь и деятельность были очень насыщенны и разносторонни - все это следы «рода».  

Она сама в свою очередь стала продолжателем рода известной творческой династии, присоединив к европейскому имени Берг восточное - звучное и торжественное имя Иранпур. Символично, что именно в год юбилея Гюлли происходит еще один юбилей – 200 лет династии Бергов, берущей свое начало в холодной Швеции и Финляндии, но крепко связавшей уже через поколение свою судьбу и жизнь с Россией, ее культурой и историей. Представители Бергов за эти столетия пополнялись польской, иранской, татарской кровью, обогащая и сохраняя свой род. 

Творчество Иранпур демонстрирует нам, какие большие возможности существуют в выборе творческих возможностей для создания и изображения прекрасного. В работах Гюлли богатство в выборе материала и техники заключается в следующем: маслом – по грунтованному и не грунтованному холсту. Гуашью, темперой, карандашом на цветной бумаге. Работы на фанере, на пенопласте, на керамике и т.д. Любая техника и любая работа смотрятся очень свежо по своему цветовому решению, в них много энергии и темперамента. 

Гюлли Иранпур тот редкий тип художника, который живет и творит как чувствует, и созидание для нее как воздух. Возможно от того среда и окружение оттиском отражаются в ее работах. Ранние работы – это солнце и восторг, пусть не умелые штрихи, но сколько эмоций и позитива, ярких красок и солнца! Иран… здесь много солнца, но она видит много горя и печали – и творчество обретает пронзительно щемящий черно белый язык - очень условный, но кричащий и плачущий до боли. Основная тема – жизнь простых иранских женщин, матерей в нищих деревнях шахского Ирана. Фигуры женщин – обездоленных и страдающих, как блеклые арабески на черном небе, а вокруг пустота, и это знак больше, чем рассказ. А Иран, другой, – где сочность и терпкость восточных садов, иранских миниатюр и восточной поэзии, сообщает другие цвета и композиции. Но их гораздо меньше.

Жизнь в Советском союзе кардинально изменила палитру художницы. Она наполнилась солнцем и светом, новыми жизнеутверждающими темами молодости, праздника, материнства и космоса. Полет человека в космос так сильно захватил Гюлли, что тема космоса сохранялась в ее творчестве уже до конца. Она была счастлива этим событием еще и потому, что ее отец долгие годы работал над темой Солнца и космоса и написал большой исследовательский труд под названием «Солнце» (представлен в экспозиции). 

Гюлли всегда много работала, вернее сказать – фонтанировала идеями, неутомимо рисовала, лепила, резала, учила. Своему сыну Лелю она привила любовь к искусству с детства и по жизни была его соавтором. Взлет моды на чеканку в 1970 годы сделал их тандем ведущим в этой области в Дагестане.

Лель стал настоящим большим художником со своим авторским почерком и стилем.
А еще Гюлли много писала – стихи, рассказы, воспоминания: о детстве, Иране, о родных. Эпистолярное наследие ее огромное и оно ждет своего издательского часа. 
Выставка «Я та, что к солнцу поднялась» - это сложный многосоставной рассказ о творчестве Гюлли Иранпур, собранный не просто из ее картин, но пропущенный сквозь призму истории рода, истории стран и народов, жизни близких и родных. Российская империя и дворянское происхождение, революция, Дагестан, Иран, Советский союз не сломили артистичный, возвышенный дух Ольги-Гули-Гюлли.  Она была как солнце, в лучах которой все сложности и перемены жизни мирно преодолевались.
И выставка, и каталог к ней достаточно информативны, поэтому здесь мы лишь пунктиром обозначаем содержание проекта. Еще впереди большие искусствоведческие статьи, издания, возможно музей. 
А сегодня мы отмечаем юбилей той, что к солнцу поднялась! 
Автор и куратор проекта, зам.ген.директора музея-начальник КВЦ Джамиля Дагирова.