Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Халил - Бек Мусаясул. 100 лет эмиграции.
Адрес и часы работы
20 январь 2021 — 30 июнь 2021
Халил - Бек Мусаясул. 100 лет эмиграции.

Министерство культуры Республики Дагестан Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи

Фонд культурного наследия художника Халилбека Мусаясул

Ретроспективная выставка из собраний Фонда и Музея


«ХАЛИЛ БЕК МУСАЯСУЛ. 100 лет эмиграции»

Живопись, графика, книжная иллюстрация, фото

«Нам пора становиться его наследниками, чтобы не напоминать простофиль, которым свалившееся вдруг на голову богатство бывает не по уму»

Эдуард Путерброт, 1992г.


Пресс-релиз      


Выставка посвящена творчеству одного из первых художников Дагестана, оказавшегося в вынужденной эмиграции в расцвете лет.

 Халил - Бек Мусаясул (1897-1949) получил прекрасное художественное образование, сложился как личность и художник в двух Россиях – царской и советской. Вся его жизнь, все устремления были обращены к искусству – от первых самостоятельных опытов рисования, поощряемых большим мастером Исмаилом Абакаровым из Шулани, родными и близкими, учебы в Тифлисском училище живописи «Кавказского общества поощрения изящных искусств», Саратовском Боголюбовском художественном училище, до работы в сатирических и литературно-художественных журналах в Азербайджане и Дагестане («Молла Насреддин», «Калнийет» «Барабан», «Танг Чолпан») и преподавания рисования и др.

 В небольшом (1912-1921), но насыщенном событиями и творчеством периоде художнику выпадает уникальный шанс - учиться в академии, и не просто академии, а в Баварской королевской академии изобразительных искусств в Мюнхене.

 Возможно, именно тогда и была предопределена судьба художника и человека. Семнадцатилетний горский юноша оказался в центре Европы и мечтал лишь об одном – стать большим художником. Но обстоятельства предопределили его судьбу. Первая мировая война прервала обучение (Халил - Бек проучился лишь год – с 1913 по 1914).

 Перемены в стране и новый социальный общественный порядок не представлялись художнику возможными для свободного существования и творчества. Однажды, вкусив прекрасного, поняв, что художнику необходимо быть свободным, Мусаев воспользовался плодами Раппальского мира между Германией и Россией и вернулся в Мюнхен для продолжения учебы в академии. Это был 1921 год. Больше на родину художник не возвращался.

 С этого момента, по сути, вся живопись, тексты, книги, поступки так или иначе связаны с мыслью о невозможности жить на родной земле. Не по своей воле художник становится эмигрантом, невозвращенцем, диссидентом, ностальгирующим скитальцем.

 Его творчество и имя оказались в «забытьи», в «эмиграции». В советские годы его имя было под запретом, а о немногочисленных работах в дагестанских музеях и их показе нельзя было даже упоминать.

Возвращение доброго имени, открытие его для многих поколений дагестанцев случилось лишь в 1999 году. Родственникам Халил - Бека, племянникам Магомеду и Омару Мусаевым, удалось через 25 лет с начала налаживания контактов с Мелани перевезти из США в Дагестан более ста живописных и графических работ художника, его личные вещи, документы и дневники. Но по ряду причин работы «залегли» в семье на долгие 20 лет, художник снова не по своей оказался в «эмиграции». Все эти годы у зрителя не было возможности соприкоснуться с его творчеством (за исключением ряда публикаций и двух краткосрочных выставок).

 Национальный музей Дагестана понимает важность популяризации творчества Халил - Бек Мусаясул- фигуры национального масштаба. Серия длительных переговоров с родственниками художника привели к тому, что в начале 2020 года было заключено соглашение между Фондом Х. Мусаясул и музеем о временном хранении, изучении и популяризации его творческого наследия.

 В перечне мероприятий о сотрудничестве - тематические выставки, экспозиции, научно-исследовательская работа, публикации и лекции. Первым крупным мероприятием является выставка «ХАЛИЛ БЕК МУСАЯСУЛ. 100 лет эмиграции», параллельно с которой проводятся научная атрибуция и описание работ.

 Выставка возвращает картины художника представителям всех поколений дагестанцев. С нее начнется долгожданный путь художника и человека домой. Конец эмиграции.

В основе концепции проекта показ не просто ретроспективы, а знакомство с художником и его эпохой. Основные разделы выставки – это экспозиция произведений художника из собрания фонда и музея, датируемых 1917-1949 годами, раздел книжной и журнальной графики, фото – информационное и библиографическое приложения.

Экспозиция работ коллекции Фонда культурного наследия художника Халил - Бек Мусаясул состоит из 93 произведений живописи, графики и книжной иллюстрации. Хронологически, тематически и жанрово работы разбросаны – это портреты, пейзажи, сюжетные композиции. Отдельно можно рассматривать серию, созданную в последние годы жизни художника (1946-1949), серию мужских портретов периода второго переезда в Европу, отдельно и наиболее цельно выступает серия графических работ – иллюстраций к книге «Страна последних рыцарей», созданных в 1934-1936 гг.

В экспозицию включены также все произведения из фондов Национального музея – 11 произведений живописи и графики, созданных в «дагестанский период» (1917-1920). Среди них серия мужских графических портретов и несколько ярких и самобытных жанровых композиций – сценок, отсылающих к доброй, мирной и задорной жизни горцев.

Учитывая, что выставка ретроспективная и носит мемориальный характер, экспозиция составлена из шести крупных тем, охватывающих все значимые для Халилбека события жизни: «Родина», «Ближний круг», «Кавказская война», «Эмиграция» «Женские портреты», «Страна последних рыцарей».      Также в экспозицию вошли небольшие пейзажи, столь не характерные для художника, но написанные, возможно, по настроению или на заказ в Египте, Франции, Испании, США в разные годы.

Раздел книжной и журнальной графики художника представлен как в оригинале, так и в репродукциях. Нами подготовлены репродукционные стенды с иллюстрациями Мусаясул, выполненные им для журнала «Танг Чолпан» (август 1917 – сентябрь 1918) , к поэме М. Чаринова «Гаджияв и Габибат» (1919), обложка редкой книги осетинского писателя эмиграции Ахмеда Цаликова «Песнь Ашуга»(1928) В оригинале представлены 20 из 26 иллюстраций к книге «Страна последних рыцарей».

В приложении посетитель может познакомиться со следующей информацией: биографией художника; аннотацией к произведениям; аннотацией к биографическим и творческим периодам; цитатами из книги «Страна последних рыцарей»; цитатами из книги Ю. Слезкина «Столовая гора»; цитатами-фрагментами воспоминаний современников о художнике, статей в зарубежной прессе; фрагментами писем и дневниковых записей Х. Мусаясул; фотогалерея, посвященная семье, жизни Х. Мусаясул.

 При выставке работает библиотека, где собраны все доступные книги, сборники, каталоги, статьи в журналах и газетах, посвященные художнику.

В будущем музей планирует создание постоянно действующей институции – научно-выставочного центра Х. Мусаева , который позволит плодотворно решать задачи изучения, экспонирования и популяризации творческого наследия Х. Мусаева.

Джамиля Дагирова, Автор и куратор проекта

Зам. генерального директора НМ РД им. А. Тахо-Годи