Черно-белые снимки из прошлого сегодня ценный исторический источник. В них факты. В фонде «Фото и документы» Национального музея РД хранится множество фотографий середины XIX – начала XX века совершенно разной направленности, отражающие события прошлых лет.
Здесь редкие фотоснимки, сделанные одним из первых владельцев фотоателье в г. Темир-Хан-Шуре фотографом Ильёй Дориспановичем Абуладзе в конце 1890-х годов Коллекция фотографий отражает все стороны жизни республики, сделанные известными фотокорреспондентами: Капаницыным П., Гельвером Ф., Чутуевым А., Фатуевым Р., Корзуновым Н., Чутуевым К., Диком Р., Шевелёвым Ю. и др. Их снимки – отражение того, как менялся облик сёл и городов нашего края. В них люди, быт, природа, архитектура…
Как рассказывает заведующая фондом Ольга Магомедова, первые фото в Дагестане были сделаны в середине XIX века, в самом конце Кавказской войны. На многих из них мы можем увидеть не существующие теперь уже аулы, укрепления и мосты. Будто их никогда и не было, но есть фотодоказательство. И мы верим, тем более когда речь заходит о музейном экспонате.
– Одной из интересных фотографий из этой серии является Георгиевский мост (на снимке). Снимок попал в наш музей в самом начале его создания. На фотографии запечатлен уже разрушенный железный мост, расположенный в одном из красивейших мест Дагестана. Он имел три названия: Георгиевский, Салтинский и Красный. Мост был возвездён на реке Кара-Койсу. Первоначально он был деревянным, построенным горцами на несколько метров выше зеркала реки. Его первое название Салтинский связано с селом Салта, близ которого расположен. Такие мосты были ненадежны. В период дождей, когда реки в горах бурно разливались, их часто смывало потоком воды, – рассказывает Ольга Магомедова.
Так, от Порт-Петровска до Гуниба была проведена дорога протяженностью около 154 км. В 1867 году в Гунибе открыли почтовое отделение, имевшее на этом пути 7 почтовых станций от Салтинского моста до Карадаха, далее через Голотль до границы Грузии и от Карадахского моста через Хунзах, Тлох до Ботлиха.
За этот же период были построены железные, каменные и деревянные мосты через горные реки: Преображенский железный мост – через Андийское Койсу около Ботлиха, Георгиевский – через Кара-Койсу в Салтинском ущелье, каменные мосты через Казикумухское Койсу у с. Цудахар, в Гунибе через Кара-Койсу.
Деревянный Салтинский мост заменили на железный, и он был будто втиснут между двух скал. Новый мост строили русские солдаты. И назвали Георгиевским в честь цесаревича Великого князя Георгия Михайловича, солдаты которого участвовали в сооружении моста. Царское командование построило этот мост из стратегических интересов: отсюда открывался кратчайший, а иногда и единственный путь во многие горные районы.