Автор статьи, экскурсовод Амина Гасанова изучила историю возникновения и образования бронзовых зеркал, хранящихся в коллекции Национального музея РД им.А.Тахо-Годи.
Археологические исследования, проведенные в Дагестане в советское время (в 40-50 гг. XX в.в.), стали продолжением экспедиции начатой ленинградской группой археологов в 1936 г. Некоторые находки данных исследований, включая бронзовые зеркала албано-сарматского времени хранятся в музее. Зеркала отливались в специальных формах и имели разный орнамент в зависимости от исторического этапа развития производство металла. Бронзовые зеркала носили магический характер. Музейная экспозиция представляет ещё и раннесредневековую коллекцию зеркал.
В Дагестане проходили широкие археологические исследования с 1947 г. по инициативе Дагестанского краеведческого музея, организованные известным советским археологом Е.И. Крупновым. Еще в 1936 г. это исследование было начато группой ленинградских археологов и прервана Великой Отечественной войной. Экспедиция была расширена в 1948-1950 гг. Дагестанской археологической группой ИИМК и Дагестанским музеем. Проводились раскопки памятников албано-сарматского периода конца I тыс. до н.э. и начала I тыс. н.э. приморского и предгорного Дагестана. [15, с.83] Исследованы Таркинский и Карабудахкентские могильники. Карабудахкентский могильник № 1 изучался в 1950 и 1951 гг. под руководством К.Ф. Смирнова. [13, с.167] Среди погребального инвентаря Карабудахкентского, Таркинского, Агачкалинского и др. могильников встречались бронзовые зеркала. [13, с.167-179] Некоторые находки этой экспедиции хранятся в коллекции Национального музея РД им. А. Тахо-Годи. В отделе археологии представлены зеркала сарматского времени - фрагменты бронзовых зеркал, бронзовые зеркала подвески и дисковидные с ручкой. [6-10] Зеркала отличаются орнаментом, диаметром и выполнены в форме круга, у некоторых имеются специальные ушки подвески. В диаметре некоторые экземпляры достигают от 3,3 до 8 см. Зеркала декорированы зигзагообразными, крестовидными и солнцевидными рельефными орнаментами. [6-10]
Символы солнца являлись наиболее распространенными декоративными элементами на зеркалах албано-сарматского и средневекового периода найденных в Дагестане. В это время зеркала считались не только предметами туалета, но и являлись атрибутами магических ритуалов. [5, с.44] Зачастую их считали предметом женского божества, богини-матери, божества земли и плодородия. В женских погребениях эти изделия встречались на нижней части груди подвешенными к поясу, где еще прикреплялись фибулы, бусы и др. История возникновения в Дагестане зеркал, в центре с петлей для подвешивания, имеет сарматское влияние, как и зеркала подвески. [3, с.70-72]
Согласно надписям, на некоторых зеркалах из Китая для их производства был необходим стократно выплавленный металл, что приводило к трудоемкости их создания и малодоступности. Небольшое количество подобных находок среди погребального инвентаря дает возможность предполагать принадлежность их к особой социальной группе населения и существования культовой иерархии. [3, с.71-72]
Производство металлических зеркал происходило в технике литья, с использованием специальных глиняных форм, реже отливки создавали в каменных формах. В прикаспийском Дагестане найдена одна каменная форма Паласа-сыртского поселения IV-VI вв. н.э., которая представляет собой двустороннюю литейную форму с разным орнаментом с обеих сторон. Отлитые в этой форме зеркала достигали диаметр 5,5 см. [2, с. 62-63]. В Дагестане среди декорированных зеркал было обнаружено одно неорнаментированное в Цумадинском районе. [2, с.137]
По орнаменту бронзовые зеркала, найденные на территории Дагестана можно подразделить на два типа. Первый тип с геометрическим орнаментом на обратной стороне. Второй тип зеркал с зооморфным орнаментом.
Геометрические формы и линии, изображенные на бронзовых зеркалах, являлись отражением солнечного культа, о чем говорилось выше, еще отражением водной стихии, в виде ломаных линий молний в круге. В языческих представлениях Дагестана почитание природных стихий имело центральное место в древнейших верованиях. Доминирующими в албано-сарматский период были зеркала первого типа. [4, с. 71]
В раннее средневековье распространение получили зооморфные бронзовые зеркала. Образы животных на зеркалах связывают с земледелием и древними праздниками горцев. Сюжетами становились изображения собак, скорпионов, бегущих оленей, козлов и др. [2, с. 67-68]. В Дагестане прослеживался культ змеи, который считался магическим стражем владельца зеркала от нечистой силы. Змеиный образ встречался на Кавказе, в Средней Азии и в государствах Востока с древнейших времен. Изображения змей отображались не только на зеркалах, но и на керамике, украшениях и бронзовой посуде. Связывают змей с водной стихией и считали символом плодородия. Порой змеи воспринимались злыми и вредными существами. В христианской вере они связаны с силами дьявола. [6, с.44-45]
Наблюдались на некоторых экземплярах образы насекомых. Наблюдаются изображения скорпионов только на зеркалах, обнаруженных в Дагестане, что дает возможность считать их предметом местного производство металла. Скорпионы, вероятно, имели культово-магическое значение и владели силой защиты от дурного сглаза и злых сил. [6, с.46]
Металлические изделия дагестанских мастеров средневекового периода иногда украшали изображениями собак. В Галлинском могильнике V-VI вв. было найдено бронзовое зеркало с изображением по кругу бегущих трех собак. У животных большие головы, открытые пасти и когтистые лапы. Дагестанские исследователи связывают эти изображения с местным культом собак, получившее распространение на Кавказе и Дагестане. Подтверждают культ собаки археологические и фольклорные данные. Образы этого животного наблюдались и на более поздних памятниках искусства Дагестана. [6, с.46-47]
Звериный стиль в средневековом искусстве Дагестана имел широкое развитие, как и в странах Закавказья, Древней Руси, Средней Азии. Многие исследователи полагают, что распространение этого стиля связано с устойчивостью древних сюжетов в искусстве Дагестана и сохранением старого образа жизни и представлений. По версии других ученых звериный стиль Дагестана формировался в процессе торгово-культурных связей со странами Закавказья, Ближнего Востока и Юго-Восточной Европы. Однако в каждой области складывалось самобытное развитие данных процессов. Отображался стиль в образах сирины, кентавров, львов, грифонов и др. [6, с.44-47]
В декоративном искусстве Дагестана зачастую наблюдались изображения львов. Найденные в Дагестане литые бронзовые зеркала порой были декорированы изображением львов с человеческими лицами, напоминающие сфинксов. Несколько зеркал с такими изображениями хранятся в Национальном музее Дагестана. Датируются эти зеркала X - XII вв. Диаметр их достигает от 7 до 15 см. [7-11] Сюжеты зеркал схожи
– это изображения двух сфинксов (львов, левоподобные грифоны), расположенных симметрично спиной к спине, прямо смотрящие лица, тела отражены в профиль. [12, с.153] Черты лица отчетливо выделены, продольные глаза, округленный нос, маленький рот, головной убор с завитками. Туловище напоминает льва, передние лапы подняты вверх, задние лапы отображены в движении, хвост напоминает косу и на конце имеет завиток. На плечах в растительном стиле крылья, идущие вверх продолжая орнамент, завершая завитками и листьями. Под брюхом льва трилистник с завиточком направленные в разные стороны. Внизу зеркала между львами изображен цветок, направленный вверх создавая симметрию, продолжая узор на верхней части изделия. Вокруг львов тонкий ободок параллельно выполненный бортику по краю зеркала. Между двумя ободками куфическая надпись. В центре зеркала петля для подвешивания. Зеркала из музейной коллекции имеют Иранское происхождение. [7-11]
Истоки начала производства подобного типа зеркал относят к древнему Китаю к периоду I тыс. до н. э. Позже зеркала экспортировались в страны Ближнего и Среднего Востока, в которых они начали свое производство подобных изделий.
В коллекции Национального музея РД хранится один экземпляр зеркала из Китая. [9] Изделие представляет собой плоский диск, без бортиков по краю. Одна сторона плоская. На поверхности декорированной стороны изображения растительных элементов, деревьев напоминающие сакуру. Внизу зеркала отображен прямоугольный элемент напоминающий щит с решетчатыми линиями и прямоугольными формами внутри них расположены треугольники. Над щитом изображены два дерева, направленные в разные стороны с бутонами цветов и на каждом по одному большому раскрытому цветку. В нижней левой части зеркала заметно дерево без веток и листьев, рядом с ним растительность с несколькими трилистниками будто возрождает жизнь погибшего дерева. У корневой части деревьев распускаются цветы. С левой стороны у края зеркала китайская надпись. На вверху выделяется выпуклый круг, внутри которого четыре соединенных ромба составляющих единый ромб. Диаметр предмета 13 см. Зеркало датируется XII в. [9]
Несомненно, наличие в Дагестане бронзовых зеркал представляет высокую развитость здесь декоративно-прикладного искусства, где формировались своеобразные орнаментальные особенности и собственный стиль отражающий культуру местного населения. Присутствие же иностранных предметов искусства являются подтверждением развитых социально-культурных и экономических связей Дагестана с другими государствами.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова М.П. Подкумский могильник. Москва, 1987.
Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, 1963.
Гаджиев М.С., Давудов Ш.О. Об одной группе раннесредневековых металлических зеркал Дагестана. ПИФК. 2018.
Гмыря Л.Б. Металлические зеркала из катакомбных погребений прикаспийского Дагестана. Типология и семантика орнаментальных мотивов. ПДИДМ, 1990.
Крупнов Е.И. Новый памятник древних культур Дагестана. (Опыт первого исследования Таркинского могильника 1947 года). МИА. № 23. Москва, Ленинград. 1951.
Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989.
Описи Дагестанской археологической экспедиции. 1947.
Описи Дагестанской археологической экспедиции. 1948.
Описи Дагестанской археологической экспедиции. 1949.
Описи Дагестанской археологической экспедиции. 1950.
Описи Дагестанской археологической экспедиции. 1951.
Пугаченкова Г.А. Бронзовое зеркало из Термеза. СЭ АН СССР, № 1. М., 1961.
Смирнов К.Ф. Археологические исследования в районе Дагестанского селения Тарки в 1948-1949 гг. МИА. № 23. Москва, Ленинград. 1951.
Смирнов К.Ф. Грунтовые могильники албано-сарматского времени у с. Карабудахкент. МАД, Т. 2. 1961.
Смирнов С.Ф. Агачкалинский могильник – памятник хазарской культуры Дагестана. КСИИМК. 1951.
Смирнов С.Ф. Археологические исследования в Дагестане в 1948-1950 гг. КСИИМК. 1952.
Гасанова Аминат Магомедовна, экскурсовод, магистр истории, Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи. .