Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
img/exhibits/gur-gur-aul-istoriya-odnoj-kartinyi.jpg
«Гур-Гур аул». История одной картины
Об экспонате

 

В одной из своих работ известный художник МОЛЛАЕВ ЮСУФ АХМЕДАДЖИЕВИЧ ( 1899-1964) запечатлел старый аул, располагавшийся на территории  Махачкалы. Аул, в котором большей части проживали кумыки, носил интересное название - «Гур-Гур». Его жители, в основном сельское население, держали скот и птицу, в основном индюков. Со многих языков и с кумыкского «гур–гур» переводится как индюк. Аул был основан в середине XIX века. Его границы проходили между улицами имени 26 Бакинских комиссаров, Котрова, Батырая и проспектом им.Кирова. Первоначально вся территория входила в состав одного из государственных образований - Тарковского шамхальства. Рядом с аулом располагалась столица Шамхальства - древний город Тарки, скрытый в глубокой лощине горы Тарки-Тау.  С Тарками и его окрестностями, известными под названием «Азами», связаны предания, давно исчезнувших народов, исторические имена, - рассказывает экскурсовод. 

 

В Тарках в начале XIX века проживало около десяти тысяч жителей, а к середине столетия, когда у самого Каспия начинает расти новый город. Порт-Петровск, жизнь в Тарках замирает. Тарки в старину делилось на три части — нижнюю, среднюю и верхнюю, и в каждой из них находилось по нескольку мечетей — всего их было восемь. В нижней части - в Гур-гур ауле - жили наиболее зависимые и пришлые люди. Его, помимо переселенцев из других территорий, населяли жители из Параула, Гели, Доргели, Какашуры, Агачаула и других селений, небольшую часть жителей составляли азербайджанские тюрки и несколько представителей славянских народов. Наиболее богатой являлась средняя часть Тарков, несколько выше ее жил сам шамхал. После получения статуса города крепости Петровск, жители аула потихоньку начали иметь торговые отношения с городскими жителями. В последующем, а именно в советский период эти территории слились с городом, здесь начали прокладываться улицы, сноситься дома, перестали существовать хозяйства. И не осталось Гур-гур аула и той атмосферы старого города и старой жизни, например, самой отличительной чертой территории т.н. «Шанхая», расположенной в 7 и 9 тупике улицы Батырая была архитектура, которой уже тоже не осталось. Некоторые здания сохранились по сегодняшний день. Махачкала застраивалась в постсоветское время без архитектурного плана, названия улиц с именами писателей, художников, учёных и героев меняли без особого шума. Конечно, можно вернуть старым улицам и районам города исторические названия, поскольку они закреплялись благодаря народной молве и народной памяти. Это было бы важно, если бы город развивался не спонтанно, а по плану. Скажем, «исторический центр», «Махачкала-порт», «Анжи-арка», «Гур-Гур аул», «Жилмассив», «Ак-Гёль» и т. д. Сегодняшний «Гур-Гур аул» постепенно застроен современными заданиями. Тех старых домов, к сожалению, становится всё меньше. Только благодаря дагестанским художникам, таким как Юсуф Моллаев, сегодня мы можем видеть эти улицы в их работах.

Автор - экскурсовод Национального музея Дагестана Амина Курахова. Материал подготовлен по сведениям из открытых источников.