Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
img/exhibits/letnyij-kombinezon-dvazhdyi-geroya-sovetskogo-soyuza-amet-hana-sultana.jpg
ЛЕТНЫЙ КОМБИНЕЗОН АМЕТ-ХАНА СУЛТАНА
Об экспонате

Дважды Герой Советского Союза, лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны, заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Сталинской премии.

Родился 20 октября 1920 года в местечке Алупка Дерекойской волости Ялтинского уезда Таврической губернии в семье рабочего. Отец является выходцем из аула Цовкра-1, Кулинского района Дагестана и по национальности лакец. Мать — крымская татарка. По этой причине Аметхан Султан считается родным национальным героем как в Дагестане, так и среди крымских татар. Сам же летчик во всех документах обозначал себя татарином, эта же национальность указана во всех его наградных листах времен ВОВ.

Не менее запутано и правописание имени героя. При рождении получил имя Амет в честь деда и логичным является написание имени как: Амет Султанович Амет-хан. При поступлении в лётное училище данные на курсанта были записаны по крымскотатарскому обычаю — вначале собственное имя, а затем имя отца. В результате возникла путаница, и имя отца стали считать его именем – Амет-хан Султан.

Окончив семь классов школы, Амет-Хан поступил в железнодорожное училище, позднее работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в симферопольском аэроклубе, который был открыт на территории аэропорта «Заводское», и который успешно окончил в 1938 году. Зимой 1939 года он был призван в ряды Красной армии и направлен на учебу в 1-ю Качинскую военно-авиационную школу им. Мясникова, долгое время считавшуюся одним из ведущих учебных заведений воздушного флота ВВС СССР. В звании младшего лейтенанта был направлен в 4-й истребительный авиационный полк в Одесском военном округе, дислоцировавшийся под Кишинёвом (Молдавия).

Начало Великой Отечественной войны было встречено по месту службы в Молдавии. В первый же ее день, 22 июня 1941 г. он совершил свой первый боевой вылет. Воевал на Южном, Брянском и Сталинградском фронтах, участвовал в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины, в воздушном прикрытии Ростова-на-Дону и Ярославля, в Воронежско-Ворошиловградской операции и обороне Сталинграда. 31 мая 1942 года им была одержана первая воздушная победа.

В районе Ярославля, израсходовав в бою весь свой боезапас, он предпринял таран вражеского самолета-разведчика. Обломившееся в результате крыло самолета Амет-Хана застряло между двигателем и фюзеляжем загоревшегося вражеского самолета. Летчику удалось выбраться из кабины своей машины и прыгнуть с парашютом. За этот таран он был награжден орденом Ленина.

Как уже упоминалось Амет-Хан Султан является непосредственным участником Сталинградской битвы в составе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. В общей сложности он совершил здесь 96 боевых вылетов и уже заслужил находится в одном ряду с признанными советскими асами. В ходе одного из боевых вылетов того времени, увидев два немецких «мессершмитта» на высоте более 4 км, Амет-Хан Султан решил использовать интересный маневр – он поднялся еще выше на тысячу метров и атаковал противника. Впоследствии эта тактика стала его фирменным знаком, командующий 8-й воздушной армией генерал Тимофей Хрюкин даже разрешил Амет-Хану нарисовать на фюзеляже своего самолёта орла. Всего в небе над Сталинградом и его окрестностями летчик подбил шесть немецких самолетов. По негласным правилам того времени звание Героя Советского Союза полагалось летчикам истребительной авиации за десять сбитых самолетов противника. Амет-Хан Султан мог похвастаться к лету 1943 г. 14-ю. 24 августа 1943 г. летчику в первый раз было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

За время войны с большим энтузиазмом занимался освоением новых самолетов. Начав войну на истребителе И-153, уже зимой осваивает английские «Харрикейны», обладавшие для своего времени очень высокой скоростью. В Сталинградской битве участвует на самолете Як-7Б, а с июля 1943 г.  по апрель 1944 г.      освоил еще один самолет из партии, полученной от западных союзников, – «Bell P-39 Airacobra». Американский самолет отличался необычной для своего времени конструкцией: двигатель располагался сзади кабины пилота. Это позволило в передней части фюзеляжа установить очень мощную авиационную пушку M4 с боезапасом в 30 снарядов. Самолет был очень маневренным, но при этом неустойчивым и летчики часто уходили на нем в т.н. штопор. За его штурвалом Амет-Хан Султан участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточенных воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. Конец войны, после отдыха летом 1944 года переходит на новый истребитель Ла-7. На нем Амет-Хан Султан воевал в Восточной Пруссии, участвовал во взятии Берлина. Во второй половине войны для получения звания Героя требовалось сбить уже 15 самолетов противника, но к тому времени Амет-Хан Султан сбил таковых уже 30. Всего он провел 603 боевых вылета и 150 воздушных боев. 22 июня 1945 года двадцатипятилетнему летчику вторично присваивается звание Героя Советского Союза.

После окончания войны, по распоряжению Верховного главнокомандующего, все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монине. Но в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года майор Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Однако, человек всю сознательную жизнь мечтавший о небе не смог долго без него обходиться. После нескольких попыток вернуться в летную профессию Амет-Хану Султану все же с помощью боевых товарищей в феврале 1947 г. ему удалось стать лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. Принимал участие в испытаниях новых образцов и систем воздушной техники (системы автоматической дозаправки на бомбардировщике Ту-2, пилотируемой версии самолета-снаряда КС-1 "Комета", катапультных кресел для истребителей Су-7 и Су-9 и др.). За время работы испытателем Амет-Хан освоил около 100 типов летательных аппаратов, имел общий налет 4 тыс. 237 часов. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса.

В числе проведенных Амет-Ханом Султаном совместно с другими летчиками успешных испытаний первая в стране полностью автоматическая дозаправка в воздухе на самолёте Ту-2, первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна И-320, полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета»), множество полётов были выполнены для отработки систем катапультирования из различных самолётов.

Погиб 1 февраля 1971 года под Егорьевском (Московская область) при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.