В Национальном музее РД им.А.Тахо-Годи хранится уникальная коллекция иранского искусства. Экспозиция богата предметами высокого художественного и исторического значения.
«Минакари» - это уникальная иранская техника украшения металла и керамики специальной глазурью. Небесное искусство, так называют предметы из металла, украшенные в технике минакари. Это связано в первую очередь с цветом лазури и бирюзы, которые являются основным фоном для растительного узора.
Минакари - это искусство нанесения разноцветной эмали на металл или керамику. Традиции зародились около 5 тысяч лет назад, а одним из древнейших экземпляров минакари считается золотой браслет времен правления Ахаменидов, который сейчас выставляется в Лондоне в крупнейшем музее декоративно-прикладного искусства и дизайна в мире – музее Виктории и Альберта. Иран лидирует в мировом списке Всемирного совета ремесел.
Традиции создания металлических сосудов, покрытых расписной эмалью (глазурью) в Иране сложились уже несколько тысяч лет назад. Особого расцвета это искусство достигло в Иране в период правления Сефевидов (XVI в.) и Каджаров (XIX в.). Процесс изготовления каждого изделия чрезвычайно трудоемок, и требует работы сразу нескольких ремесленников. Он делится на несколько этапов. Вначале изготавливается основа для росписи: ваза, тарелка, кувшин и т. п. Материалом служит красная медь, а особо дорогие изделия изготавливают из золота, которое в дальнейшем полностью эмалью не покрывают. Материал очень важен: малейшие примеси при обжиге могут привести к изменениям цвета и появлению дефектов в изделии. Традиционными считаются такие формы сосудов, как «кашкуль» (вытянутая конфетница с изогнутыми краями), «лале» (конфетница с резными краями, в форме кувшинки), «джам» (графин с крышкой) и «голабпаш» (типичный восточный кувшин), а также тарелки и блюдца с резными краями.
Готовую форму покрывают каолином (особой глиной белого цвета) и отправляют в печь («куре») (примерная температура обжига 750°С). Процесс повторяется трижды, причем используется глина лучшего качества. Следует соблюдать осторожность, поскольку только что вынутые из печи сосуды – мягкие, и могут потерять форму от малейшего прикосновения. В конце белая глазурь должна ровным слоем покрывать весь сосуд..
Фирузе-куби, зародившееся примерно в середине XX века, является относительно новой формой иранских ремесел и представляет собой искусство инкрустации различных предметов крошечными кусочками бирюзы. Искусство фирузе-куби за несколько десятилетий сумело завоевать популярность и стать визитной карточкой страны. Само слово «фирузе» переводится как «бирюза». Согласно персидским легендам, бирюза образовалась из костей людей, умерших от любви. Этот минерал почитается в Иране как камень счастья и любви. Иранская бирюза дороже, чем добываемая в других странах, но отличается выдающимся качеством.
Хотя искусство фирузе-куби, возникшее в середине XX века, является относительно молодым, за несколько десятилетий оно сумело стать популярным ремеслом и визитной карточкой страны. Туристы любят привозить медную посуду, инкрустированную бирюзой, в качестве памятного сувенира из Ирана. Самая древняя, обработанная бирюза, имеет возраст почти 7000 лет, она хранится в Тегеранском археологическом музее. Этот камень был популярен еще в древнем Иране до нашей эры. Надписи во дворце Дария в южноиранском городе Шуш (Сузы) свидетельствуют о том, что великие цари Ахеменидов, такие как Кир и Дарий, использовали изделия из него в качестве подарков другим правителям.
Хатам (перс. خاتمکاری , Khatam-kari или (перс. خاتمبندی, khatam-bandi) — древняя персидская техника инкрустации по дереву. Особый вид мозаики, где сложный геометрический узор, в основе которого треугольники, создается путем приклеивания к деревянной или иной поверхности изделия тонких пластин, изготовленных из дерева, кости и металла.
Хатамкари - это очень долгая и кропотливая работа. Для мастера необходимо, чтобы в его работе не было никаких зазоров, и сами «узоры» плотно прилегали друг к другу. Следует отметить, что деревянная основа – необязательное условие для хатамкари. Такие пластины можно икрустировать и на медные изделия.
Таким способом украшают практически любые предметы — от дверей и рам до шкатулок и шариковых ручек. Золото, серебро, латунь, алюминий, медь и витая металлическая нить являются сопутствующими материалами, используемыми в этом виде искусства. Данная традиция мозаики возникла в Иране в древние времена. В персидской энциклопедии говорится: «точный период появления данного вида искусства неизвестен, а то, на что указывают источники, связано с легендой. Некоторые мастера до сих пор считают, что искусство хатам отождествляется с чудом пророка Ибрахима (Авраама)». Первые небольшие узоры из хатама удалось найти на переплете Корана, который относится к VIII веку н. э.
Своего наивысшего развития данный вид искусства достиг в эпоху правления династии Сефевидов (XVI—XVII века). Необыкновенная персидская инкрустация по дереву, называемая «хатамкари», возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла во времена правления Сефевидов. Другие страны востока, такие как Индия, Сирия, Ирак и Палестина также имеют свои центры производства инкрустированных изделий. Однако Иран все равно остается ведущей страной в этой отрасли. Традиционное иранское ремесленное искусство
Автор - экскурсовод Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи Рамзес Алиев.