Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
img/exhibits/petr-i-v-muzejnoj-ekspozitsii-v-izobrazitelnom-i-prikladnom-iskusstve-nats_zrq1PB9.jpeg
Петр-I в музейной экспозиции в изобразительном и прикладном искусстве Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи.

Петр-I в музейной экспозиции в изобразительном и прикладном искусстве Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи.

В начале 18 века Петр-I принял императорский титул, переименовал Русское царство в Российскую империю и провел целый ряд реформ для укрепления своей армии, сосредоточившись на том чем занимались его предшественники, на расширении своих территорий и создании новых торговых путей из центральной Азии, и Индии в Европу. Это позволило бы Российской империи обогатиться усилить армию и флот. После Северной войны в 1721г 30 августа в Финляндии в городе Ништадт был подписан Ништадтский мирный договор с Швецией, после чего началась подготовка к Персидскому походу с основательным изучением всего побережья Каспийского моря. Поводом для вступления Петра-I на Кавказ было донесение Астраханского губернатора о восстании Казикумухского Сурхай-хана и лезгинского владельца Дауд-бека против Иранского Шаха, взятие города Шемахи и притеснение русских купцов. В июне1722г Петр I прибывает в Астрахань. В тот момент многие феодалы были настроены про российский и спешили выразить свою покорность царю. Что ярко отображено на картине Ф.А.Рубо «Вступление Петр-I в Тарки». Основоположником панорамной живописи был ирланский. худ 18 в Роберт Баркер. К концу столетия в России новатором панорамной живописи стал одессит французского происхождения Франц Алексеевич Рубо (1856-1928. Родился в Одессе. Учился в Одесской рисовальной школе, в Академии художеств в Мюнхене). Рубо много тренировался над созданием множества батальных композиций. Вскоре он получил большой госзаказ для военно-исторического музея «Храм Славы» в Грузии. Рубо Ф.А. написал 19 полотен о баталиях на Кавказе в Иране в Азии и Турции. Первой работой в этом заказе была картина «Вступление Петра-I в Тарки».13июня 1722г.

На картине Франца Алексеевича Рубо «Вступление Петр I в Тарки» изображен момент прибытия военной эскадры на берег у села Тарки где Шамхал Адиль-Герей Тарковский и местное население радушно с хлебом солью встречают гостя. Погостив у Тарковского Петр-I следует дальше вдоль побережья Каспиского моря к Дербенту и 23 августа вступает в город. На картине художника Камбулатова Г.М. «Петр-I у стен Дербента» изображен момент встречи Петра-I с жителями Дербента, он верхом на лошади, вокруг него свита тоже на лошадях, рядом двое в военной форме, один из которых зачитывает письмо, обращение к жителям Дербента. Справа представители знати и жители города, которые встречают и преподносят ключи от городских ворот. Император жил в цитадели во дворце, где по преданию в одном из залов собственноручно прорубил окно с видом на море. Шестого сентября Петр-I со своим войском выступил в обратный путь, оставив в Дербенте сильный гарнизон. По его приказу в городе были проведены большие ремонтные работы по восстановлению стен, ворот и других сооружений. В Пертровском зале Национального музея Дагестана им. А.Тахо-Годи имеются работы: бюст работы Роберта Баха (1859-1933), современных авторов на тему Петр-I на Кавказе, картина художницы И. Цгоевой «Встреча Петр-I в Тарки» (2003г), картина Н. Улубиевой «Тарки встреча» ( 2021г.) и гравюры с портретами Петр I и Екатерины I.

Хранитель Фонда "Живописи и графики" Барият Гамзатова.