Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
img/exhibits/shturm-ukrepleniya-ahtyi-v-1848-g.jpgNoneNoneNoneNoneNoneNone
s
«Штурм укрепления Ахты в 1848 г.»
Об экспонате


В реставрацию поступила фотография «Штурм укрепления Ахты» КП № 2852, размер 17 x 23,5 см. Экспонат является фото с картины П. И. Бабаева «Штурм укрепления Ахты в 1848 г.» размер:203 x 326 см. Техника: Холст, масло. Нынешнее местонахождение: Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, г. Махачкала, Дагестан.
Однако, ранее эта картина экспонировалась в залах сформированного в 1923 году Краеведческого музея Дагестана (ныне Национального музея Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи) на ул. Комсомольской (ныне проспект Р.Гамзатова) дом 53 (здание уже не существует). История поступления картины Полидора Ивановича Бабаева «Штурм укрепления Ахты в 1848 г.» в НМ РД (КМД, ДГОМ) начинается в 1924 году. Начало ей положило письмо заместителя Совнаркома ДАССР И. Алиева в Центральный комитет Грузинской республики (от 12 октября 1924г., №7125, г. Петровск) с просьбой передать из бывшего «Храма Славы» в Тбилиси экспонаты, связанные с историей Дагестана и с Кавказской войной, и не связанные с историей Грузии. К письму прилагался довольно длинный список, выдержка из которого характеризует интересы формирующегося музея: «Знамена: семь знамен султана Даниял-бека Элисуйского, Гимринское знамя, два знамени Кази-Муллы (взятые у Тарки), знамя, взятое у Дербента, Знамя Эльдар-бека Каракайтагского, знамя Амалат-бека Буйнакского… Картины: первым же пунктом «Штурм укрепления Ахты», «Взятие Ахульго» (Рубо), «Сражение при Внезапной», «Штурм аула Гимры» (Рубо), «Штурм Гуниба» (фотография с картины в Зимнем дворце в СПб.), «Взятие Гуниба» (Рубо), «Взятие аула Дарго» (Рубо), «Сражение при р. Иоре» (Самокиш), «Переход кн. Аргутинского через снежные горы» (Рубо)»… На что был получен положительный ответ от Грузинского ЦИК в Совет Народных комиссаров Дагестанской ССР с условием самовывоза.1
 Картина была записана в Книгу Поступлений за номером 2851 как «Штурм укрепления Ахты», холст/масло, размер 200х320см, хотя и с неверным авторством – «художник Рубо»… Вероятно, это простительно для энтузиастов музейного дела 20-х годов 20 века в Дагестане только осваивающих, а зачастую и формирующих правила музейного учета и идентификации в том числе и на своих ошибках...  Как раз следующим учетным номером идет наш экспонат реставрации - фото с картины «Штурм укрепления Ахты в 1848 г.». Таким образом, мы можем реконструировать ход событий. Вскорости после поступления картины, она была сфотографирована. Следом, картина и её фото были последовательно записаны в учетную документацию.2

Осенью 1942 года картина вместе со всеми Фондами пережила эвакуацию в Дербент с готовностью продолжить эвакуацию и за Каспийское море и вернулась в восстановленную экспозицию летом 1943 года.3
 «В начале октября 1958 г. по приказу Министерства культуры РСФСР был создан новый музей на базе Картинной галереи Дагестанского республиканского краеведческого музея (ныне Национального музея Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи- наше уточнение), на улице Маркова в Махачкале было выделено специальное помещение общей площадью 200 кв. м. …Я пришла в музей в 1964 г. И надо сказать, что в музее тогда сложилась довольно критическая ситуация. До моего прихода там сменилось 7 директоров за 6 лет, а сотрудников было всего 5–6 человек… Музей не функционировал в полную силу. Я решила, что должна взять все в свои руки, …создать коллекцию, сохранить все это для потомков. Общее количество экспонатов было всего 200 единиц. Связано это было с малой площадью музея, из-за которой не была осуществлена полная передача из краеведческого музея коллекции, насчитывающей более 200 экспонатов русского и западноевропейского искусства, носивших художественный характер… Полная передача произошла уже при мне. Директор Дагестанского музея изобразительных искусств Гамзатова П.С.»4
В их числе был отдана и картина П. И. Бабаева «Штурм укрепления Ахты в 1848 г.»
 
Полидор Иванович Бабаев родился 19 сентября 1813 года в Харьковской губернии Российской империи.
Будущий художник был призван в армию, служил подпоручиком артиллерии в Тифлисе, а в редкое свободное время занимался рисованием. Со временем интерес и способности Полидора Бабаева были замечены вышестоящими армейскими чинами, по решению которых Бабаев в 1840-е годы был отправлен в Санкт-Петербург, для обучения в Императорской Академии художеств вольнослушателем, брал уроки у К. Я. Брюллова. Школа великого художника дала свои плоды. В 1844 году за картину «Умирающий солдат передает сохраненное знамя товарищу» Бабаев награжден Академией художеств малой серебряной и малой золотой медалями.
Сюжет картины – документальный. В 1805 году унтер-офицер Ипат Старичков, тяжело раненный в битвы под Аустерлицем и захваченный в плен французами, успел спрятать на себе знамя Азовского пехотного полка. В плену, понимая, что умирает, Ипат передал знамя товарищу по заточению Максиму Чайке.
Полотно молодого художника буквально ворвалось в список лучших патриотических картин своего времени и обрело широкую популярность. 
В 1846-м Полидор Бабаев создаёт ещё одно полотно: «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Л. Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 году» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Знаменитое сражение под Лейпцигом 4 октября 1813 года, получившее название «Битвы народов» знаменательно и тем, что впоследствии одному из его участников в столице империи, в Санкт-Петербурге, поставили уникальный памятник. Единственный памятник русскому солдату той поры. Этим солдатом и был Леонтий Коренной. До того доблестный гренадер лейб-гвардии Финляндского полка уже успел отличиться и на Бородинском поле. И был удостоен Георгиевского креста за номером 16 970. 


В сражении под Лейпцигом лейб-гвардии Финляндский полк получил приказ атаковать селение Госсу. Нашему полку противостояла прославленная Старая гвардия Наполеона. 3-й батальон полка под командой полковника Александра Жервэ зашёл в тыл к французам. Перебравшись через высокую каменную ограду селения, русские атаковали неприятеля. Французы яростно контратаковали. В ожесточённом рукопашном бою численное превосходство оказалось на стороне врага. Русских припёрли к стене в прямом и переносном смысле. Росли потери. Ранили и командира батальона. Леонтий Коренной подхватил раненого полковника Жервэ и перекинул через стену. Тем же путём отправил ещё нескольких офицеров. Вокруг погибали соратники. Остался один Коренной, который винтовкой как дубиной отбивался от неприятеля, предлагавшего сдаться. Получив 18 ранений, русский богатырь потерял сознание.
Отдавая должное доблести отчаянного одиночки, его доставили на перевязочный пункт. О героическом русском доложили Наполеону. Император приказом по армии поставил его в пример своим солдатам. И приказал вылечить и отпустить славного гренадера…
За проявленное мужество Леонтия Коренного произвели в подпрапорщики (высший унтер-офицерский чин) и назначили знаменосцем полка. Ему вручили и особую серебряную медаль на шею с надписью «За любовь к Отечеству». После окончания наполеоновской кампании Александр Жервэ выхлопотал для Леонтия достойную пенсию. И до конца дней своих при посещении храма неизменно поминал раба божьего Леонтия, спасшего его в кровавой «Битве народов». Сведения о дальнейшем жизненном пути Коренного отсутствуют. А слава о подвиге дядьки Коренного в русской армии жила ещё многие годы, и даже в песнях. Также его подвиг запечатлели в виде позолоченного украшения на револьверах, вручавшихся офицерам, отличившимся при обороне Севастополя.
В 1903 году лейб-гвардии Финляндский полк отмечал столетний юбилей. Офицеры полка отметили славную дату установкой бронзового памятника Коренному (проект академика архитектуры И.С. Китнера при участии скульптора Е.И. Малышева и литейщика К.А. Робекки) при входе в парадное здание офицерского собрания. И вплоть до революции все офицеры, входя в собрание, снимали перед ним фуражки и отдавали солдату честь… 5
Бабаев же на следующий год получил задание, о котором говорится в журнале совета Академии художеств: «Записать в журнал сей, что Академическим Советом назначены художникам и ученикам Академии программы для получения золотых медалей первого и второго достоинства и именного 1-го достоинства: по живописи баталической ученику Полидору Бабаеву написать картину сражения на Кавказе при Михайловском укреплении...». В 1848-м живописец получил от Общества поощрения художников большую золотую медаль за картину «Сражение на Кавказе при Михайловском укреплении». За время своей учёбы в академии, Бабаев Полидор Иванович получил четыре ученические медали: две серебряные и две золотые, ещё одна золотая медаль была присвоена военному художнику Императорским обществом поощрения художеств. 5
«Осада крепости Ахты в 1848 г.»/«Штурм укрепления Ахты» написана на следующий год после героической защиты укрепления, когда по всей России шла слава о тех, кто участвовал в его обороне. П. И. Бабаев, вероятно, прибыл в Дагестан из Грузии, чтобы по горячим следам собрать информацию и натурный материал, набросать эскизы будущей картины. 

 


Предыстория осады крепости в Ахты разворачивалась следующим образом. В конце XVIII-начале ХIХ века Турция и Иран намерились вновь восстановить контроль над Южным Дагестаном. Не забыв походы Надиршаха, четыре тысячи семей лезгин вступили в подданство России. Это переориентировало развитие экономики, торговли, культуры края. Но из-за злоупотреблений царских чиновников и поддерживаемых новой властью местных ханов некоторые аулы стали проявлять непокорность. В связи с этим, по приказу генерала Евгения Головина в 1839 году близ Ахтов солдаты воздвигли укрепление, пороховой погреб и казармы. Не забыли построить и здание церкви. Крепость была вооружена восемью пушками.


Почти десять лет Ахтынскую крепость никто не беспокоил, хотя шла Кавказская война. Но вот 12 сентября 1848 года в Рутуле появляется Шамиль с мюридами. По его приказу наибы Даниял-бек Елусийский и Хаджи-Мурат двинулись на Ахты с целью занять царское укрепление. В ту пору комендантом его был полковник Федор Рот. Сил у него было мало, поэтому он не стал атаковать противника, а укрылся за кирпичными стенами. К этому времени Шамиль без боя вошел в Ахты, и его 10 тысяч мюридов открыли огонь по укреплению.6


Настало утро 15 сентября. Полковник Фёдор Филиппович Рот понимал критическое положение гарнизона, но о сдаче не было и речи. Он стоял на бруствере батареи, когда шальная пуля угодила в шею и, повредив горло, застряла в груди в левой лопатке. Солдаты отнесли раненного в офицерские казармы, где его перевязал лекарь. В связи с таким поворотом событий созвали военный совет.7 Преемником коменданта избрали капитана Новоселова. Затем офицеры отправились к полковнику с докладом. Офицеры поклялись перед комендантом, что крепость не сдадут, в крайнем случае взорвут ее. Полковник Рот высоко оценил их заявление, а офицеры, в свою очередь, восхищались комендантом, который также не собирался жалеть себя.
На следующий день обстрел был настолько сильным, что пороховой погреб взлетел в воздух, убив при этом много защитников крепости. Чувствуя, что люди дрогнули, Федор Рот приказал вынести себя на бастион. Солдаты, увидев своего коменданта, закричали «ура». Капитану Бучкиеву удалось пробравшийся из осаждённой крепости к военачальнику князю Аргутинскому и передать сообщение: «Шамиль осадил Ахты и, после взрыва порохового погреба, штурмовал разрушенный бастион; штурм был отбит, но потеря гарнизона так велика, что под ружьём не осталось и 350 нижних чинов... гарнизон держится, но уже без всякой надежды на спасение...»
20 сентября начался решительный штурм. Снова вынесли коменданта наверх. Он видел, как над стенами укрепления появлялось зеленое знамя мюридов, но взять укрепление они не сумели и на этот раз. В строю защитников крепости оставалась только половина нижних чинов и лишь семеро офицеров. Остальные погибли или были ранены.
21 сентября обе стороны, как бы набираясь сил, не стреляли. Следующий день оказался на редкость жарким. Фёдор Филиппович Рот, несмотря на страдания от раны, обошел укрепление и своим примером воодушевил изнуренный беспрерывным шестидневным боем гарнизон. Шамиль укрывался от солнца под большим зонтом. Вдруг среди мюридов началось замешательство. В Самурской долине появились войска генерала М.Э. Аргутинского-Долгорукого. Шамиль ушел в горы. Фёдор Филиппович Рот выжил, за оборону Ахтынской крепости произведен в чин генерала-майора. 6,7
На полотне художник изобразил самый трагический момент штурма – многочисленные нападающие горцы под развевающимся малиновым знаменем имама – и отчаянно сопротивляющиеся остатки защитников гарнизона Ахтынского укрепления. Горцам так и не удалось захватить укрепление, а приближение русских войск под командованием князя Аргутинского вынудило Шамиля снять осаду…6
В фонде 448 «Всероссийское общество поощрения художеств» ЦГИА СПб обнаружено описание эскиза своей картины «Штурм Ахты» русского художника, подпоручика Бабаева Полидора Ивановича. Некоторые фрагменты ее мы приведем, чтобы «услышать» язык времени и слова автора. Орфография и пунктуация сохранены.8  
«Описание Ескиза, изображающаго Кръпость Ахты въ томъ видъ, какъ она была послъ осады и Картины, представляющей Штурм Кръпости, бывшiй 20 сентября 1848 года.
Кръпость Ахты находится в Дагестанъ, Самурскаго округа, построена в 1839 году, послъ взятiя Аула Ахтов. Кръпость стоитъ на небольшой долине, имъетъ со стороны 2го и 1го бастiонов ръку Ахтычай, а против 4го, 5го, 1го бастiонов, в разстоянiи около ½ верст, реку Самуръ; Какъ та такъ и идущая ръка имъютъ обрывистыя крутыя берега и каменистое ложе; долина съ двухъ сторонъ окружена безлесными высокими горами глинистаго и каменистаго свойства и лишонными почти всякаго произрастънiя. Смотря прямо на Ескизъ виденъ за Кръпостiю на растоянiи пушечнаго выстръла Аулъ Ахты, разположеный на двухъ отложенiяхъ горы; имъетъ мечеть съ минаретомъ. За нимъ въ глубину Ескиза идетъ Ахтычайское ущелье, по которому пришолъ Шамиль со своими толпами и разположился въ Аулъ Ахтахъ и сосъднихъ съ нимъ Аулахъ. Кръпость Ахты построена въ виде неправильнаго пятугольника о пяти бастiонахъ; вълъво виденъ 3ий бастiонъ, прямо 4ый, въ срединъ разрушенный взрывом порохового погреба 5го, въправо 1го, изъ которого исходящiй уголъ бастiона былъ вырванъ миною во время самого Штурма Кръпости; 2ой бастiонъ находится ближе къ Аулу. Кръпость не имъла обыкновеннаго рва, но окружена была высокимъ крутымъ гласисомъ, въ разстоянiи отъ стъны въ 4х или 5ти шагахъ. Между разрушеннымъ 5м и 1м бастiонами посреди Куртины находятся ворота.
Внутренность Кръпости по куртинамъ занимаютъ мъста оборонительные казармы; стъны высоты 2х сажен, и слажены изъ дикаго ръчного камня, выштукарены и выбълены; оборонительные казармы имъютъ плоскую крышу и небольшую, высотою до колен оборонительную стънку; на которую во връмя осады навалены были кули съ мукою; чтобъ сколько нибудь можно было укрыться гарнизону отъ ружейныхъ выстръловъ...
Пользуясь крутымъ берегомъ Ахтычай, татаръ ежедневно выходили изъ Аула, и подъ прикрытiемъ крутизны гласиса подползали къ самой Кръпости и въ буквальном смыслъ недавали никому высунуть голову изъ за кулей и изъ за мебели которую гарнизонъ навалилъ еще сверхъ кулей чтобъ еще болъе закрыться. 
Истребивши сосъднiй съ Кръпостью садъ, татаръ нарубили дров и набросали противъ 1го и 4го бастiоновъ высокiе завалы; такъ какъ противъ 4го бастiона мъстность довольно открытая, то онъ воспользовались прикрытiемъ некоторыхъ строенiй, находящихся внъ Кръпости и пробив дыру изъ одной сакли въ водосточную канаву, имъли готовую траншею; съ помощью ее прикрываясь от выстрълов, насыпали изъ дровъ завалъ противъ 4го бастiона; и изъ за него пускали в Кръпость градъ каменьевъ, тоже самое было и противъ 1го бастона; съ етим вмъсте производились минные работы под означенными бастiонами. За несколько дней до Штурма, поставлена была за ръкой Самуромъ на высокой горъ мортира, отъ выстръловъ которой, былъ взорванъ пороховой погребъ, съ 400 пудовъ пороху находящiйся в 5м бастiонъ; отъ взрыва обнажилась внутренность Кръпости и гарнизонъ не теряя пристствiя духа, подъ градомъ падающихъ камней съ песенниками въпереди, окръстя штыки, устроил изъ кулей невысокой ретраншаментъ и засълъ и держался до самого конца Штурма Кръпости.
20 сентября 1848 года начался Штурмъ; огромные толпы татаръ рынулись на Кръпость; и такъ какъ вырванной 5й бастiонъ заложенной кулями былъ самая слабая часть Кръпости; то, отчаянные Мюриды съ шашками и кинжалами въ рукахъ бросились въ рукопашный бой; друге же толпы съ лесницами, начали штурмовать куртину мъжду 1м и 5м бастiонами. Ручныя гранаты за густотою толпы, не могли остановить страшнаго напору; тогда бывшiй Капитанъ Тизенгаузенъ, подавая собою примеръ пустилъ въ нихъ ½ пудъ гранатами. Въ ето время поднята была мина подъ 1м бастiономъ; но вырвала только исходящiй его уголъ и хотя бросилась въ него новая толпа; но подпоручикъ Архангельскiй, встретилъ ихъ штыками. Неуспевъ овладъть означенными частями, непрiятель бросился на куртину 4го бастiона; но опять былъ встреченъ ½ пудовыми гранатами и штыками.
Такъ какъ самое горячее дъло было между 5м и 1м бастiонами; то я по етому и взялъ разрушенный 5й бастiонъ для 1го плана; въправо, проспектива куртины съ воротами; и въ заключенiи 1й бастiонъ; на которомъ по странному случаю, уцелела отъ взрыва будка, во рву тоже оставалась будка, во все время осады. Около 5го бастiона, взрывомъ порохового погреба выброшена была 12 футовая пушка съ одно-станиннымъ лафетомъ; которая тоже все връмя лежала около Кръпости. На 1м планъ въ Ескизъ съ левой стороны, видна мишень для практической пальбы въ цъль; она тоже принесла много вреда, укрывая за собою непрiятеля вредившаго гарнизону мъткими ружейными выстрълами.
Теперь приступаю къ описанию лицъ находящихся въ Картинъ. На 1м планъ съ левой стороны въ бълой папахъ и красной рубашкъ рядовой Тихоновъ колетъ лежащего лезгина. Случай который съ нимъ былъ действительно и при етомъ сталь онъ раненъ въ лъвую руку, етотъ солдатъ замечателенъ какъ самой храброй изъ всего гарнизона; рядомъ съ нимъ въ бълой рубахъ молодой солдатъ Гродько, которой после Штурма ночью вместъ съ цырульникомъ Арефьевымъ вытащилъ опрокинутую въ ровъ  взрывомъ мины Кегорнову мортиру подъ выстрълами непрiятеля; далъе следуетъ Командиръ укрепленiя бывшй Капитанъ Новоселовъ (нынъ подполковникъ) и приявшй Команду отъ раненаго полковника теперь Генерала Рота. Потомъ следуетъ солдатъ Ямбуровъ, сцепившiйся съ Мюридомъ въ бълой черкескъ; во время рукопашной схватки были случаи, что солдаты и татары таскали другъ друга за кули и тамъ ихъ докалывали. Солдатъ всадивший штыкъ въ горло, барабанщикъ Кастычовъ, старый Кавказской служака; около него въ чорной съ длинными волосами папахъ Ахтынскiй почтмейстеръ Головачевскiй съ ружьемъ въ рукахъ дрался какъ лучшiй солдатъ; съ лъвой его стороны схватившись за непрятельскiй значокъ съ прикладомъ въ рукъ Мингрельскаго Егерьскаго Полка фельдфебель Михальченко онъ имъетъ За храбрость три Георгиевскiхъ Креста которые обозначаются знакомъ видны у него на груди. За нимъ въ глубь картины съ гранатой въ правой рукъ гарнизонной  Артилерiи Прапорщикъ Шлитеръ командиръ орудiй бывшихъ въ Кръпости, около него съзади бывшiй капитанъ теперь майоръ Жоржъ тяжело раненной, съ лъвой его стороны раненый въ шею и въ шинели въ рукава бывшiй начальникъ Самурскаго округа Полковникъ Ротъ, который за раною сдалъ команду Капитану Новоселову. Остальные солдаты находящиеся внутри Кръпости тоже все портреты. На верху куртины и оборонительной казармы за кулями и стульями въ бълой рубахъ Унтеръ офицеръ Меркуловъ, около него рядовой Тебякинъ; потомъ съ полупудовой гранатой въ рукахъ Капитанъ нынъ Майоръ Тизенгаузенъ, далъе солдатъ Москаленко; но какъ еще далъе следуютъ очень маленькiе фигуры и притомъ еще въ дыму то я портретовъ не дълалъ. Типы даже портретовъ некоторыхъ татаръ дълаль мной на мъсте; съ правой стороны картины на первомъ планъ тащутъ убитыхъ и взваливаютъ на ослов нарочно для етого подведеныхъ къ Кръпости; обстоятельство бывшъе действительно во время Штурма. Всъ горцы имъютъ обыкновенiе сщитающъеся у нихъ священнымъ убирать тяла убитыхъ. 
За Крепостiю по выше Аула, на горкъ во все время осады и Штурма Кръпости сиделъ со своей свитой Шамиль и смотрелъ на действiе своихъ войскъ.
Рядовые Тихоновъ, Гродько, Ямбуровъ и Тебякинъ за Ахтынское дъло отправлены теперь въ Гвардiю.
Далъе планъ Кръпости.»

Окончив обучение, Полидор Бабаев вернулся на Кавказ в расположение своей части. В его личном деле в архиве Академии художеств имеется прошение художника: «Имея честь занять место учителя рисования в одной из гимназий Российской империи и находясь в Императорской Академии художеств вольно приходящим учеником с 1842 до 1848 год, я имел щастье быть удостоен наградами... Имею честь почтительнейше просить Совет Императорской Академии художеств выдать мне диплом на право занятия должности учителя рисования.
Не имея прежде всего в нём надобности во время бытности моей в Академии, я не просил его от Императорской Академии художеств. Нынче же при встретившихся обстоятельствах, имея в нём крайнюю необходимость, покорнейше прошу Совет Императорской Академии художеств не оставить меня – удостоить выдачею означенного диплома».
Из документов в личном деле Полидора Ивановича Бабаева за 1857 г. известно, что диплом художнику выдали. В 1860-х в Тифлисе преподает рисование и черчение в Закавказском институте благородных девиц и губернской гимназии, позднее — учитель-воспитатель в Александровской учительской школе. Кисти Бабаева принадлежит ряд икон для церквей Северного Кавказа. Умер художник в возрасте 57 лет в 1870 году и похоронен в Тифлисе. 
Образ самого художника история для нас не сохранила...

Художник-реставратор живописи Национального музея Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи Анна Самарская (Алиева) 
«Становление музейного дела в Дагестане. Архивные документы и материалы. К 95-летию открытия музея в Дагестане» Доного Х-М. и Гаджиев М. Национальный музей Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи. Махачкала 2020
Книги поступлений Национального музея Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи
 «Музеи Дагестана в годы Великой Отечественной Войны» Иниева З. (Тикаева З.)
https://dagartmuseum.dag.muzkult.ru/information 
https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/babaev_polidor_ivanovich/index.php  
https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_за_Ахты 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Федор_Филиппович_Рот  
https://spbarchives.ru/-/opisanie-eskiza-kartiny-p-i-babaeva-sturm-ahty-