В экспозиции Национального музея Дагестана им.А.Тахо-Годи представлена строительная тачка с исторической стройки.
Историю масштабной стройки рассказывает научный сотрудник музея, хранитель фонда «Металл» Мина Мамаева.
«Первая попытка строительства канала имени Октябрьской Революции (КОР) была предпринята во второй половине 19 века. 1 мая 1875 года под руководством инженера Невинского начались работы по проведению канала от реки Сулак до Петровск-Порта. В 1876 году канал был сооружен на протяжении 45 верст, однако из-за ошибочности расчета трассы строительство канала постигла неудача».
В 1882 году работы начались по новому плану и в 1888 году канал был доведен до города. Через год по каналу была пущена вода, но она дошла только до акведука через реку Шура-озень, где была прорвана дамба. Вскоре дамбу восстановили, но выяснилось, что опять была допущена ошибка в расчетах. Канал был заброшен и вскоре его занесло песком.
В 1895 году инженером Рытелем был представлен проект по переустройству канала. Проект был направлен Кавказскому наместнику с ходатайством об ассигновании денежной суммы для исправления канала, но от него ответа не последовало.
НАРОДНАЯ СТРОЙКА.
В 1921 году Дагревкомом было решено произвести очистку русла старого канала, организовав грандиозный субботник, приурочив открытие канала к годовщине Октябрьской революции. Десять дней длился субботник. Каждый день здесь работали 3500 человек и было вынуто свыше 16 тысяч кубометров земли. Землю выбрасывали трехъярусным способом, работали с помощью лопат и кирок. Главным объектом строительства в 1921 году был участок от реки Сулак, где канал пришлось создавать заново. В остальной части до Шамхала осуществлялись восстановительные работы. Строительство канала велось под руководством инженеров В.Эмирова, З.Темирханова, А.Эфендиева, А.Даитбекова.
В конце 1921 года в начале 22 года начались окончательные работы по прорытию канала в районе города Петровска, к работам привлекли 5000 горожан. В середине 1923 года вода по каналу поступила в город. Для ознакомления с ходом строительства в Махачкалу прибыли М.Калинин и К.Ворошилов. 3 августа 1923 года за самоотверженный труд дагестанцев был первым награжден орденом Трудового Красного Знамени.