Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
img/exhibits/voennaya-forma-geroya-sovetskogo-soyuza-leonida-galchenko.jpgNone
s
ВОЕННАЯ ФОРМА ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛЕОНИДА ГАЛЬЧЕНКО

"Гальченко Леонид Акимович, майор, командир эскадрильи 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка 1-й авиадивизии. Под командованием Гальченко эскадрилья провела 86 воздушных боёв и уничтожила 26 самолётов противника. Гальченко сбил в воздушных боях лично 9 и в группе 12 вражеских самолётов. Родился в 1912 году в Махачкале. До войны жил на станции Шонгуй, Мурманской области. Звание Героя Советского Союза присвоено 6 июня 1942 года" – скупые строки из наградного листа, характеризующие, по сути, целую жизнь прославленного летчика.

После окончания 7 классов в 1933 году Гальченко поступил в дорожно-строительный техникум. Но как вспоминали его близкие, с детства увлекался моделированием планеров и самолетов, мечтал о небе.  Поэтому, узнав о наборе в Краснодарскую школу сельскохозяйственной авиации, не задумываясь бросил техникум и уехал туда. Незадолго до её окончания был зачислен в РККА и направлен в Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. По её окончании в 1935 году получил направление в истребительный полк, базировавшийся под Ленинградом.

Боевой путь летчика Леонид Гальченко начал в период советско-финской войны в должности флаг-штурмана 5-го смешанного авиационного полка. Изначально эскадрилья старшего лейтенанта Гальченко находилась в составе 147-го  (а чуть позже 145-го) истребительного авиационного полка и базировалась на Крайнем Севере, в Кольском районе Мурманской области. И сегодня жители района помнят героя, в поселке Молочный (где долгое время имелся аэродром) установлен памятник и одна из улиц названа в его честь.

Всего за годы советско-финской воны 1939-1940 им было выполнено 50 боевых вылетов, из них 23 — на штурмовку войск противника. За храбрость и находчивость, Леонид Гальченко был награждён первым орденом Красного Знамени. После окончания "Зимней войны" его назначили командиром эскадрильи 147-го истребительского авиационного полка.

Для лётчиков Заполярья Великая Отечественная война фактически началась 17 июня 1941 года, когда нарушения воздушного пространства СССР Германскими ВВС стало постоянным. В конце июня обстановка была уже крайне напряжённой - вражеская авиация рвалась к Мурманску. Гальченко быстро открыл счёт своих побед и вскоре стал одним из лучших лётчиков полка, имея на своём счету несколько сбитых вражеских самолётов. Особенно хорошо ему удавались разведывательные полёты. К концу сентября 1941 года им уже было совершено 77 боевых вылетов и сбито 7 самолётов противника. За эти подвиги представлен к званию Героя Советского Союза. В октябре 1941 года майору Гальченко было поручено формирование нового, 609-го истребительного авиационного полка, который он же и возглавил.

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-воздушных сил Красной Армии» от 6 июня 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Казалось, что каждому вылету Леонида Гальченко сопутствовал успех. В этом легко убедиться, просмотрев сводку боевых действий. Однако большое систематическое физическое и нервное перенапряжение привели к тому, что осенью 1942 года у 30-летнего лётчика произошёл инсульт, после которого резко упало зрение. Леонид Акимович по состоянию здоровья был переведен на т.н. штабные должности – в ноябре 1942 года назначен заместителем командира вновь формируемой 259-й истребительной авиационной дивизии 7-й воздушной армии, затем занимал такие же должности в 258-й, 261-й и в 201-й истребительных авиадивизиях. Но и здесь ему удавалось совершать боевые вылеты. Свой последний вражеский самолёт подполковник Гальченко сбил 22 октября 1944 года. В декабре 1944 он был назначен заместителем командира 324-й истребительной авиадивизии в Московском военном округе и до конца войны в боях уже не участвовал. Всего на 1 ноября 1944 года на его счету было 310 боевых вылетов, около 40 воздушных боёв, 13 сбитых самолётов лично и 10 — в группе.

Отдельный интерес в биографии Леонида Гальченко представляет его фирменный знак на фюзеляже каждого своего самолета – черная кошка, которая охотится за мышкой. Подобные изображения были больше характерны для немецких летчиков и редко встречались у советских. На вопрос, зачем ему этот зверь, Гальченко отвечал с юмором: «Для взаимности. Пусть фашисты пугают нас «Тиграми», а мы попробуем кошками».