Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
Ткани

Ткани

2800 экспонатов

В одежде женщин Дагестана наиболее устойчиво сохранились черты местной традиционной культуры. Локальные отличия костюмных комплектов можно проследить в сравнении способов ношения, особенностях кроя, обилию декора и орнаментации в различных регионах Дагестана. Но даже внутри одной этнографической группы существовал ряд отличительных черт, характерных для каждой из них. Также некоторые особенности декора и цветовой гаммы одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые — из более ярких тканей или с рисунком, зачастую дополнявшуюся некоторыми деталями в зависимости от региона проживания.

Костюм горянки комплектовался из обязательных составляющих: нижнее платье-рубаха, штаны, верхнее платье, головной убор ( чохто и покрывало или платок) и обувь (кожаная, вязаная или войлочная). Одежда шилась из привозных и домотканых тканей, дополнялась декором (аппликации, вышивка, декоративные отстрочки и т.д.) в рамках каждой этнической группы.

Отдельного внимания заслуживают головные уборы, в частности, чохто (накосники), в которых сохранились архаичные черты, связанные с древними представлениями о связи человека с природой, пришедшими из глубины веков

На протяжении столетий при формировании костюма сказывались различные вероисповедания — иудаизм, христианство, ислам, но сакральные знаки, присутствующие в покрое и декоре чохто, отсылают нас к еще более ранним временам, отражающим древнейшие верования и культы. Подтверждением этому служат головные уборы андиек, гидатлинок, багулалок, дидоек, самобытность которых иллюстрирует эндемичность культуры Дагестана в целом, хотя в некоторых видах декоративно - прикладного искусства влияние извне чувствуется сильней. То же можно сказать и о покрывалах, надеваемых непосредственно поверх чохто.

Этот вид головного убора был позже вытеснен платками, хотя у некоторых народов до сих пор сохраняются традиции своеобразного способа повязывания и ношения покрывал. Как правило, это прямоугольный отрез ткани зачастую белого цвета. У некоторых народностей — усишинцев, кубачинцев - он был сплошь покрыт своеобразной вышивкой, опять же указывающей на возраст и положение женщины в обществе и надевался в дни знаковых событий ее жизни (свадьба, похороны).

В фондах музея можно получить полное представление о самобытности и разнообразии традиционного женского костюма Дагестана, который дополняется великолепными украшениями из серебра, выполненных нашими мастерами, славящимися не только на Кавказе, но и во всем мире. Вышивка и ковроделие в Дагестане были исключительно женскими занятиями. Причем зачастую весь процесс, начиная с производства ткани, ниток, крашения, делался вручную. Вышивкой украшались предметы одежды — покрывала, платки, чохто, башлыки, штаны, обувь. Предметы быта и украшения интерьера - завесы, молитвенные коврики, подушки, настенные сумки и футляры, подкувшинники, игольницы, кошельки, кобуры для пистолетов, газырницы и т. д. отличались богатым декором и высокой техникой исполнения. Вышиванием шелком и золотом занимались женщины более зажиточных сословий - расходные материалы были довольно дороги (бархат, парча, шелк, золотные и серебряные нити). И выглядели изделия, украшенные этой вышивкой, уместнее в богатых домах. Центры золотного шитья располагались во всех регионах: у лакцев - Кази-Кумух, у аварцев - Ругуджа, Хунзах, Чох, у кумыков - Эрпели, Аксай, Дженгутай, у даргинцев - Кубачи, Губден. Также вышивкой занимались женщины Южного Дагестана и татки.

В отдельном ряду стоят знаменитые «кайтагские» вышивки, названные так по месту их первоначального обнаружения, уникальность которых в неповторимых рисунках и технике исполнения, и аналогов им в мире не существует. Композиционное построение и цветовая гамма завораживают необычными элементами и сложным ритмом их взаимодействия, рождая у каждого на них смотрящего собственные ассоциации. Каждая вышивка читаема — это не случайный набор элементов орнамента, а зашифрованное послание предков об их представлении о мироздании, укладе быта и обычаях. Промысел этот уже не существует‚ хотя попытки его возрождения начались, но только в чисто механическом повторе старых образцов.

Головные покрывала, как неотъемлемая часть костюма, несли большую смысловую нагрузку. Так по покрывалу кубачинки (къаз)‚ украшенному золотной вышивкой растительного, зооморфного характера, реже арабской вязью по белому полю, можно было узнать ее статус (незамужние девушки носили покрывала с самым крупным рисунком, с возрастом уменьшался и размер рисунка). Кубачи - село с богатыми историческими и художественными традициями. К чести кубачинцев надо отметить, что до сих пор женщины, живущие и в самом селе, и в городе, и в других регионах, приезжая к родному очагу, в дань уважения многовековым обычаям непременно облачаются в «къаз». Здесь можно провести параллели с «усишинской» вышивкой - в способах ношения и смысловой нагрузке орнамента, хотя она совершенно отлична от кубачинской. Вышивки, названые так по месту их первоначального обнаружения (с. Усиша), представляют собой квадратное или прямоугольное полотнище хлопчатобумажной ткани белого цвета сплошь покрытое своеобразным рисунком. Орнаментальный строй вышивки составляет ритм горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, создающих изысканный в своей лаконичной законченности сюжет. Изобразительные мотивы разнообразны — это и стилизованные лошадки с всадниками, лабиринты, деревья, солярные знаки, кресты и различные обереги. Тот или иной набор этих элементов указывает на сакральное предназначение данных покрывал – в одних (с. Усиша) девушка выходила замуж, в других (с. Зилмук) хоронили женщин.

Фонд «Ткани» Национального музея РД им. А. Тахо - Годи в настоящее время обладает прекрасной коллекцией XIX – XХ вв., которая насчитывает около 2800 предметов. Более 180 экспонатов находятся в постоянной экспозиции музея.

Ответственный хранитель - Дибирова П.