Скульптуры
Музейное собрание Национального Музея Республики Дагестан им А. Тахо-Годи изначально составляло около 260 предметов хранения.
Наиболее многочисленная и классически выраженная часть коллекции скульптуры была сформирована поступлениями из Государственных музейных фондов и музеев изящных искусств Москвы и Ленинграда. По имеющимся документам это были образцы европейского и русского скульптурного творчества. Именно эта часть коллекции впоследствии была передана в ДМИИ для формирования основы коллекции скульптуры новоорганизованного музея. Около 120 предметов было передано в ДМИИ и около 40 при организации ДХУ, как учебные пособия, а потому классификации подлежит лишь оставшийся материал в количестве 108 предметов и 5 предметов НВФ. Данные предметы скульптуры относятся к советскому периоду, как довоенному, так и послевоенному, завершая последнее крупное поступление 1990 годом. Уже в 2018 году была зачислена в Фонд группа работ Газалиева Абдулмажида Исаевича и Гейдара Нурахметовича Гейбатова.
В отличие от классификации скульптурных коллекций всех исторических музеев, коллекцию скульптуры НМ РД им А. Тахо-Годи можно классифицировать весьма специфическим образом:
а) авторские работы отдельных дагестанских скульпторов;
б) скульптурные объекты массового промышленного производства общественно-пропагандистского и образовательного назначения;
в) скульптурные формы подарочного и сувенирного назначения;
Группу авторских работ составляют коллекция работ Кускова Петра Игнатиевича, подборки работ Хас-Булата Нухбековича Аскара-Сарыджа, Газалиева Абдулмажида Исаевича, Чигирика Виктора Афанасиевича. По одному образцу от скульпторов Федорченко Евгения Яковлевича, Бюрниева Шахмурзы Гасановича, Гейбатова Гейдара Нурахметовича.
Отдельной, весьма интересной категорией являются бюстовые портреты деятелей советской партийной номенклатуры в количестве пяти штук: С. К. Орджоникидзе, С. М. Кирова, К. М. Ворошилова, Н. Островского, И. В. Сталина. Являясь характерным элементом пропаганды своего времени, они отражают политический настрой эпохи и выполняют задачу внедрения в массовое сознание образов основных деятелей советского государства.
Следующей группой скульптурных работ надо отметить подарки официальных делегаций, переданные Государственным Академическим ансамблем танца «Лезгинка» и Советом Министров ДАССР.
Своеобразны образцы кабинетной и настольной малой пластики из бронзы начала ХХ века: «Бюст Ивана III», «Бюст Василия III», скульптура, изображающая черкесского воина в парадном облачении Черкесского полка Конвоя Его Императорского Величества, авторства скульптора Наполеон Жака.
И завершить описание коллекции можно очень неожиданной категорией – гипсовыми копиями фрагментов западно-европейских скульптур, традиционно используемых в качестве учебных пособий для студентов художественных учебных заведений, но так и не взятых в свое время ни ДМИ, ни ДХУ.
Хранитель фонда – А. Самарская.