Дерево
Обработка дерева у народов Дагестана является одним из самых древних видов ремесленного производства. Разнообразие пород древесины (орех, береза, дуб, граб, сосна, тополь, липа, фруктовые деревья и др.), податливость самого материала способствовали применению деревянных изделий в быту и деревянных конструкций в архитектуре жилища горцев. Дерево использовалось народными мастерами как в технологических так и в декоративных целях. Для искусства резьбы по дереву, по мнению дагестанского исследователя П. М. Дебирова, характерны такие черты как непосредственность и художественная цельность, утилитарность назначения и коллективность творчества, безымянность мастеров и устойчивость древних традиций, определенный круг образцов и орнаментальных мотивов, а также использование простейших мотивов. Сохранившиеся в мечетях, домах, музеях прекрасные произведения резчиков по дереву (столбы, резные двери, окна, лари и посуда) воплощают в себе лучшие традиции народного художественного ремесла. Форма и орнамент одной группы памятников обнаруживают явную связь с древнейшими дохристианскими традициями, другие группы - с памятниками христианского и мусульманского периодов средневековья. Художественная резьба на всех предметах, входящих в убранство сакли горца, характеризуется единством стиля, сочетающим монументальность и изящество, простоту и целесообразность. В целом дагестанские деревянные изделия с декоративным убором можно разделить на три большие группы: архитектурные элементы, мебель, и домашняя утварь (сосуды, предметы быта).
Коллекция резного дерева отражает многообразие форм орнаментальной культуры, техники изготовления (долбленой, резной, точеной) и декорирования (роспись, раскраска, тонировка). Одним из крупных центров художественной резьбы по дереву в Дагестане считалось аварское село Унцукуль, где около двухсот лет назад зародился деревообделочный промысел. Из тростника, растущего по берегам Аварского Койсу, унцукульцы изготовляли ручки для ногаек, кнутовища, трости и т. д. Позже эти изделия стали инкрустировать металлом (медь, серебро, мельхиор), а также костью, рогом, бирюзой. С 1950 года унцукульцы стали использовать токарный станок, что позволило расширить ассортимент изделий, создало возможность для применения новых приемов насечки. В музее представлена большая коллекция изделий работы унцукульских мастеров И. Абдулаева, М. Кебедова, М. Ибрагимова, М. Ханбутаева, А. Магомедова, династии Газимагомедовых и др. Ответственный
Хранитель - Казиева М. А.